Депутаты предлагают платить приставам процент от взысканий
Депутат Госдумы от "Единой России" (Республика Адыгея) Разиет Натхо подготовила поправки в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Изменения касаются возрождения системы стимулирования работы судебных приставов, которая была упразднена в 2004 году. Согласно законодательной инициативе, размер исполнительного сбора увеличится с нынешних 7% до 9%: 7%, как и прежде, направляются в федеральный бюджет, а 2% — на денежное стимулирование судебного пристава-исполнителя, обеспечившего своевременное исполнение решения суда.
Сегодня, согласно законодательству, в случае если должник, физическое или юридическое лицо, отказывается производить платежи по суммам взыскания установленных судом, будь то алименты, штрафы, возмещение ущерба, для выполнения решения суда по взысканию подключаются судебные приставы-исполнители и при взыскании определенной суммы с правонарушителя взимается дополнительный исполнительный сбор в 7%, который удерживается в пользу государства. При этом суммы могут варьироваться от штрафов в несколько тысяч рублей до многомиллионных сумм — например, для компаний или физических лиц по уголовным делам о серьезном ущербе государству.
По мнению депутата Разиет Натхо, сегодняшний низкий уровень зарплаты судебных приставов-исполнителей и отсутствие каких-либо стимулов не способствуют эффективной работе Федеральной службы судебных приставов (ФССП), а также своевременному исполнению решений суда.
— Я считаю, что сегодняшняя зарплата судебного пристава-исполнителя в размере 12–14 тыс. рублей просто недопустима, учитывая важность выполняемой ими работы и имеющейся неимоверной нагрузки. От качества работы ФССП во многом зависит авторитет и эффективность всей судебной системы, а как гласит древняя истина, дешевое правосудие дорого обходится государству. Вот из этого и надо исходить. Тем более что реализация моей законодательной инициативы не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, — сказала Разиет Натхо.
В пояснительной записке к законопроекту (имеется в распоряжении "Известий") Разиет Натхо указывает, что специальные системы вознаграждений для судебных приставов-исполнителей имеются в других странах мира, а ранее были и в России и в Советском союзе. В частности, во Франции для судебных приставов установлены фиксированные тарифы, но в случае срочности могут применяться более высокие расценки. В Нидерландах, где судебные исполнители фактически являются независимыми предпринимателями, они получают свое вознаграждение из дохода от своей деятельности. В Азербайджане существует специальный фонд исполнительных чиновников, а в Таджикистане действует законодательное правило о получении судебным приставом 5% от взысканной суммы или стоимости имущества.
Похожий институт поощрений существовал у нас в стране и активно применялся в советское и постсоветское время. Так, на основании распоряжения СНК СССР от 27.06.1941 № 5982-с судебные исполнители, производящие взыскания в пользу государства по делам о растрате и хищениях, получали право на вознаграждение в размере 5% от взысканных сумм. В инструкции об исполнительном производстве, утвержденной приказом Минюста СССР в 1985 году, также был раздел "Выплаты премиального вознаграждения судебным исполнителям за работу по взысканию денежных сумм в возмещение ущерба". Постановление совмина СССР № 896 от 1989 года также устанавливало пятипроцентное вознаграждение для исполнителя за взыскание ущерба. Аналогичное правило было закреплено и в ФЗ "Об исполнительном производстве" № 119 от 21.07.1997 года, пока в очередной редакции 2004 года закон не был принят уже без статьи о вознаграждениях.
Сами представители службы судебных приставов подтвердили "Известиям", что из-за не всегда устраивающей зарплаты служба постоянно страдает от нехватки кадров.
— На должности "судебный пристав" действительно наблюдается большая текучка. В одних регионах — большая, в других — поменьше. И, конечно, одной из главных причин этого является низкая заработная плата, — рассказал руководитель пресс-службы судебных приставов Московской области Анатолий Гара.
Согласно данным о вакансиях специализированных сайтов Superjob и HeadHunter заработные платы судебных приставов могут значительно отличаться в зависимости от региона. Так, Бабушкинский отдел судебных приставов УФССП по Москве предлагает для соискателя на должность зарплату от 20 тыс. до 32 тыс. рублей. В Нижнем Новгороде соискателю уже предлагают зарплату от 12 тыс. до 15 тыс. рублей, УФССП Хабаровска — от 18 тыс. рублей, в Казани — от 13 тыс. до 30 тыс. рублей, в Москве в ФССП РФ по Москве (Замоскворецкий суд) — от 30 тыс. до 35 тыс. рублей, в Калуге — от 15 тыс. до 25 тыс. рублей, в Волгограде и Новосибирске — от 20 тыс. рублей.
Федеральный судья в отставке, заслуженный юрист России Сергей Пашин заметил, что раньше, когда существовал процент вознаграждения на законодательном уровне, всё равно не все приставы могли получить причитающиеся им деньги.
— Раньше исполнительный сбор предполагал процент судебного пристава. Это было 5% от всей суммы сбора вне зависимости от того, касалось ли дело физического лица или же крупной фирмы. Но если сумма была действительно большой, то деньги приставу не всегда выплачивались. На моей памяти был такой случай, когда пристав продала самолет и ей причиталась баснословная сумма в $40 тыс., и хотя никто не оспаривал ее права на эту сумму, деньги ей все равно не выплачивались, — рассказал Пашин. — А когда уже она согласилась поделиться, какую-то часть ей отдали. Помню, что финал той истории устроил всех ее участников. Мое мнение таково, что изыскать способ поднять зарплату на данной должности нужно, поскольку там они действительно нищенские. Однако проблему это не решит. Основные взыскания делаются по ничтожным суммам, и это мало будет интересовать приставов и впредь. Взыскания же с крупных фирм не так часто случаются, но они и сейчас заинтересованы в этом.