Левада-центр: с июля 2014 года россияне стали больше опасаться мировой войны
Максим Калашников — футуролог:
— Третья мировая война уже была, она закончилась в декабре 1991 года. Это была холодная война, она длилась почти полвека и закончилась поражением моей Родины — Советского Союза. Это привело к гигантским жертвам. В России было уничтожено, если посмотреть смертность, 13 миллионов человек, на Украине — 7 миллионов вымерло, в Белоруссии тоже были потери, но за счет Лукашенко, думаю, меньше. А по Средней Азии вообще никто не считал. В Восточной Европе в результате третьей мировой войны — страшная деградация, мы отброшены на десятки лет назад, потеряли промышленность, науку, образование, наступило социальное обнищание.
Четвертая мировая война возможна. Это будет война за передел мира, потому что сейчас мы переходим в другую фазу исторического развития, как в свое время от феодализма к капитализму. Но эта война не будет носить привычный нам характер боевых действий. Это будет глобальный распад, когда страны сначала разваливаются изнутри (об этом я писал в своей недавней книге "Мировая революция 2.0"). Мы видим в странах глобальные напряжения, социальные противоречия, разыгралась коррупция. Эти страны будут взрываться изнутри умелым воздействием. Очень многие страны — это натянутые нарывы, которые будут прокалывать, там будет начинаться гражданская война. Эти очаги гражданской войны, смуты и распада могут выливаться в один большой пожар. А на заключительном этапе какая-то сильная страна (США в первую очередь, потом, может, Китай) будет наносить военные удары. Но и такая война, несмотря на хаотичность, характер мятежа, будет сопровождаться громадными жертвами — не только из-за боев, но и из-за резни, голода, нищеты. И эта война будет растянута во времени по сравнению со Второй мировой, то есть окажется похожей на Третью.
Говорят, что это случится из-за Украины, но Запад за Украину погибать не бросится. Будет возмущаться, но оружие против России применять не станет. А вот помочь России самоподорваться изнутри с помощью экономики он вполне может — это точно, и перекинуть украинский кризис сюда, чтобы и здесь лилась кровь. Это в духе четвертой мировой.
Андрей Фурсов — историк, социолог, публицист:
— Действительно, нередко говорят о возможности третьей мировой. Но повторений в истории не бывает. Кроме того, когда говорим о Первой и Второй мировых войнах, мы как люди XX - XXI веков, самоуверенны. На самом деле, таких войн было больше. Например, Тридцатилетняя война или англо-французская война, которая прошла в два раунда: Семилетняя война 1756 - 1763 годов и революционные и наполеоновские войны 1792 - 1815 годов.
Что касается наших дней, то, по сути дела, развивается американо-российский конфликт. У него на данный момент два фронта: сирийский и украинский. И если говорить о возможности новой мировой войны, то, скорее всего, она будет похожей на Тридцатилетнюю. Это серия взаимосвязанных локальных конфликтов в определенной зоне, в данном случае — пока что по периметру наших границ. Но американцы после вывода войск из Афганистана попытаются открыть третий фронт — среднеазиатский, постараются преподнести нам сюрприз в Средней Азии... Вопрос в том, сколько будет фронтов, сколько локальных конфликтов, как они выстроятся в некие цепочки. Есть ли у такой войны конец? Тридцатилетняя война длилась три десятилетия, с 1618 по 1648 год. Ее результатом стало полное разорение Центральной Европы и прежде всего Германии, которая была отброшена в развитии на несколько десятилетий назад.
Опрос на ИА "Амител":
Если завтра война, Вы пойдете добровольцем на фронт? | |
да | 628 чел. |
нет | 614 чел. |
затрудняюсь в ответом | 189 чел. |
Всего проголосовало: 1431 чел. |
Loading...