Минздрав обвинили в "лоббистских" требованиях к клиникам
ФАС усомнилась в обоснованности требований Минздрава к оснащению клиник. Антимонопольщики, как рассказали "Известиям" в ее пресс-службе ФАС, изучает жалобы, поступившие от частных клиник. Коммерческие медучреждения из разных регионов России называют требования Минздрава абсурдными и просят их пересмотреть. Клиники подозревают Минздрав в лоббировании интересов конкртеных производителей и приводят примеры, когда требуемый аппарат производится только одной компаний и не имеет аналогов на рынке.
Как говорится в выпущенном в конце января докладе ФАС, ведомство считает необходимым установить "механизмы оценки обоснованности включения оборудования в стандарты оснащения". Также отмечается в докладе Минздраву нужно проводить "регулярный пересмотр стандартов". Такой вывод ФАС сделала, изучив жалобы частных клиник, а также материалы проверок, которые провел Роздравнадзор в отношении государственных медучреждений. В пресс-службе ФАС сказали, что оно пока не сформировало позиции по поводу объективности самих жалоб и продолжает их изучать.
К примеру, в 2014 году в ФАС обратилась компания "Красивая улыбка", которая открыла взрослую стоматологическую клинику в селе Еткуль в Челябинской области. Компания хочет теперь открыть в клинике детский кабинет. Чтобы получить лицензию на это, нужно купить оборудование из перечня, который утвердил Минздрав. В ФАС компания пожаловалась не необходимость купить аппарат для диагностики кариеса.
"Из обращения следует, что предусмотренный стандартом оснащения аппарат для диагностики кариеса ... производится только одним немецким производителем и не имеет аналогов, - говорится в докладе ФАС. - По мнению заявителя, высокая стоимость аппарата несопоставима с его ценностью в диагностике: использование данного аппарата не влияет на качество и конечный результат лечения. В жалобе делается вывод, что "открытие детской стоматологии в России не может зависеть от поставки оборудования иностранного производства, не имеющего аналогов".
- В перечне есть аппараты, необходимость которых никем не ставится под сомнение, например, нельзя работать без стерилизаторов, - сказала директор компании Виктория Андрусенко. – Но этот аппарат, я считаю, должен приводиться в перечне не как обязательный, а как рекомендованный. Он не дает стопроцентной эффективности, и есть другие способы провести эту диагностику.
По словам Виктории Андрусенко, к примеру, это может сделать врач при визуальном осмотре, или можно использовать приборы с другими названиями, которые помогут в диагностике. Как она рассказала, на российском рынке есть только один аппарат, который подходит под определение Минздрава, - Diagnodent немецкой компании KaVo. До кризиса он стоил 180 тыс. рублей.
Также компания пожаловалась на необходимость купить аппарат для смазки наконечников стоматологической установки.
- Наконечник – это то, чем сверлят зуб и что так "страшно" жужжит, - сказала Виктория Андрусенко. – Их смазывают маслом, потому что нужна высокая скорость вращения. Если плохо смазывать, будут быстро изнашиваться подшипники. Но всю жизнь мы смазывали вручную маслом из баллона. А с 2012 года, чтобы открыть детскую стоматологию, нужно иметь именно аппарат для смазки. Это не играет абсолютно никакой роли в лечении – просто подшипники, как считается, изнашиваются при использовании аппарата не через год, а через 1,5 года. Такие аппараты производят несколько компаний. У той же KaVo он стоит 56 тыс. рублей. Баллон стоит 200 рублей.
По словам Виктории Андрусенко, ни в самом селе Еткуль, ни в деревнях и городах, расположенных в радиусе 10 км от него, нет детской стоматологии.
- Рядом с нами город Коркино, там есть один детский стоматолог, но она сейчас в декрете, - рассказала Виктория Андрусенко. – Поэтому все вынуждены ехать с детьми в Челябинск, который находится в 50 км от нас. Я сама стоматолог и прошла переподготовку на детского стоматолога. Сейчас ждем ответа от Минздрава и ФАС по поводу закупки аппаратов и пока не открываем детский кабинет.
Еще одна жалоба, которая приводится в докладе ФАС – от частного "Центра костно-суставной патологии", расположенного в Петрозаводске. "Из обращения следует, что на территории РФ допущено к обращению единственное медицинское изделие производства компании HASOMED GmbH стоимостью 4600 евро и последующим содержанием 1200 евро в год, включенное в Стандарт оснащения кабинета врача-невролога и клинико-диагностического кабинета", - сказано в докладе. Как рассказали в самой клинике, речь идет о компьютере, предназначенном для когнитивной реабилитации (тренировка внимания, памяти и т.д.). В центре пояснили, что успешно используют другие методы лечения, а этот не считают обязательным.
В докладе ФАС приводится статистика по проверкам Росздравнадзора. В 2013 году, проверяя соблюдение требований к оснащению, он выявил нарушения в 33% клиник. В первом полугодии 2014 года эти нарушения были выявлены в 20% проверенных клиник.
"Такое существенное количество выявляемых нарушений стандартов оснащения в стране может свидетельствовать либо о дефиците бюджетных средств на закупку всего оборудования, требуемого утвержденными Минздравом России порядками оказания медицинской помощи, либо о том, что у значительного числа медицинских организаций для объема оказываемых ими услуг отсутствует необходимость закупки всего предусмотренного стандартами оснащения оборудования", - говорится в докладе.
В Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики рассказали, что к ним также поступает много жалоб на неадекватные требования к оснащению клиник.
- Зачастую в требования к оснащению врачебных кабинетов внесены приборы, которые выпускаются одним производителем и не имеют аналогов, - сказал президент ассоциации Алексей Каменев. - Это заставляет нас думать о возможной коррупции и злоупотреблениях. Перечни обязательного оборудования не учитывают финансовых возможностей частных медицинских организаций, которые не получают бюджетных субсидий на его приобретение.
Как рассказал директор Центра социальной экономики и член Общественного совета при Миздраве Давид Мелик-Гусейнов, требования к оснащению клиник Минздраву помогают разрабатывать главные нештатные специалисты ведомства (главный хирург, главный невролог и т.д.). Они могут лоббировать интересы производителей. По мнению эксперта, в требованиях Минздрава к оборудованию клиник сейчас 30-35% "мусора".
- ФАС не может решать, нужна ли какая-то технология или аппарат, - сказал он. – Последнее слово должно быть за медиками, а не за теми, кто ратует за транспарентность рынка. Минздрав должен обосновывать свои требования, а ФАС – понимать, какие компании могут поставить оборудование или медикаменты. Если выяснится, что есть монополисты, такие случаи должны быть на особом контроле.
При этом "пожалеть" частные клиники и убрать из требований аппараты, которым сложно купить, по словам эксперта, нельзя.
- Частники хотят работать в системе ОМС, и дифференциацию делать не имеет смысла, - сказал он.
Поэтому, если неврологу действительно важно иметь определенный аппарат, его придется покупать всем – и крупным столичным учреждениям, и маленьким клиникам в провинции.
Заведующий филиалом московской поликлиники № 169 Игорь Куделин считает, что жалобы частных медучреждений могут быть необъективными – возможно, дело в том, что они просто стремятся всеми возможными способами сэкономить на расходах и отказываются покупать оборудование, которое необходимо пациентам.
- Во главе угла у частных клиник стоит прибыль, - сказал он. – Известно, как они могут раскручивать пациента на деньги. Например, проводят гипердиагностику – гоняют пациента на множество платных исследований, хотя изначально понятно, что у него гастрит и нужна ему просто диета.
Он добавил, что у него как у терапевта с 9-летним стажем и заведующего филиалом поликлиники претензий по поводу требований к оснащению терапевтического кабинета нет.
Президент Лиги защитников пациентов и член Общественного совета при Минздраве Александр Саверский также полагает, что обычно частные клиники необъективно подходят к лечению пациентов, стремясь извлечь для себя больше выгоды.
- Я знаю, что претензии к требованиям действительно есть, - сказал эксперт. – А у Минздрава нет практики нормальной обратной связи. Чиновники и главные специалисты что-то придумали, а какой эффект получился от этого в разных регионах, далеко не всегда знают.
В пресс-службе Минздрава "Известиям" сообщили, что "доклад ФАС находится на рассмотрении в соответствующих департаментах" ведомства.
Там пояснили, что стандарты оснащения "разрабатываются профессиональным сообществом на основании обсуждения, и только после этого утверждаются Минздравом России".
- Порядок оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями, утвержденный приказом Минздрава от 13 ноября 2012 года №910н,, не является исключением, - сказали в пресс-службе. - Кроме того в соответствии с законодательством данный Порядок был размещен в сети Интернет для независимой антикоррупционной экспертизы, а также направлен в Минюст России. По итогам независимой антикоррупционной экспертизы и по итогам рассмотрения документа в Минюсте каких-либо коррупциогенных факторов выявлено не было.
В пресс-службе отметили, что требования к медицинских организациям "регулярно пересматриваются, приводятся в соответствие с требованиями объективной реальности", и "стандарты оснащения также могут претерпевать изменения".
- Поэтому предложения от представителей частных стоматологических клиник (наряду с другими предложениями) будут переданы экспертам для рассмотрения, после чего Министерством будет принято решение о необходимости корректировки документа, - добавили в пресс-службе.
По словам адвоката коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Игоря Симонова, Минздрав с юридической точки зрения не обязан выполнять все, что ФАС назвала необходимым в своем докладе.
- Доклад – это некий информативный документ, - сказал юрист. - Возможно, его стоит рассматривать в качестве рекомендации или обозначения позиции ФАС. При этом нужно учесть, что существует этика государственных организаций. И не всегда ведомствам требуется составлять друг для друга какой-то акт, который будет обязателен к исполнению. Порой достаточно обозначить свою позицию, и на это должна последовать ответная реакция.