Космическую программу приблизят к реальности

Новый глава Роскосмоса Игорь Комаров сформировал рабочую группу по определению перспектив российской пилотируемой космонавтики. Всего за несколько недель входящим в нее специалистам предстоит пересмотреть и актуализировать планы по развитию самой абициозной и дорогой части космических планов России с учетом реальной ситуации в ракетно-космической промышленности. Выводы рабочей группы будут рассмотрены научно-техническим советом Роскосмоса и затем учтены в Федеральной космической программе 2016-2025 годов (ФКП 2016-25).

- Проведенные мною совещания в Роскосмосе показали, что для лучшего понимания необходимо сформулировать ответы на ряд базовых вопросов, - рассказал Комаров "Известиям". - С этой целью мною сформирована рабочая группа с участием научных организаций и головного предприятия по пилотируемой космонавтике "РКК Энергия". Перед группой стоит задача в короткий срок, буквально в течение месяца, представить ответы на основные вопросы: целесообразность дальнейшего использования МКС, возможность заключения стратегических альянсов в сфере космических исследований, перспективы создания новой орбитальной станции. Перед тем, как мы будем окончательно определяться с параметрами ФКП, нужно получить четкое видение принципиальных вопросов, чтобы к ним больше не возвращаться.

Перспективы российской пилотируемой космонавтики в разных форматах обсуждаются в последнее время регулярно. Промежуточным итогом этих обсуждений стало провозглашение стратегической цели - высадки россиянина на Луне в 2030 - 2035 годах. Например, в документе под названием "Основы государственной политики РФ в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу" (подписан президентом Владимиром Путиным в апреле 2013 г.) говорится, что сначала, в 2030-х годах, состоится полет к Луне без высадки на поверхность, а спустя несколько лет произойдет высадка.

Руководствуясь, в том числе, этим документом, Роскосмос в лице прежней администрации под руководством Олега Остапенко, вписал первую часть программы по освоению Луны в проект ФКП 2016-25. Из-за этого в тексте космической программы появились такие статьи расходов, как разработка лунного экскаватора и кабелеукладчика: техника требуется для обустройства на поверхности Луны обитаемой базы.

На разработку сверхтяжелой ракеты, которая нужна только для межпланетных экспедиций, Роскосмос весной этого года в проекте ФКП 2016–25 заложил 214,6 млрд рублей. Притом основная часть финансирования сверхтяжелого носителя приходится на следующий этап ФКП (2026–2035 годы) - когда предполагается создать ракету грузоподъемностью 160–180 тонн для отправки к Луне пилотируемого корабля вместе с посадочным модулем. Создание ракеты подобного класса с нуля будет стоить более 1 трлн рублей.

Но эти деньги теперь, возможно, не потребуются. Концепцию создания сверхтяжелого носителя буквально на днях раскритиковал экспертный совет председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, указав на очевидное: даже для сверхтяжелого носителя грузоподъемностью порядка 80–90 т уже невозможно найти коммерческие нагрузки. То есть носитель подобной размерности будет стартовать в лучшем случае два раза в год.

Необходимость поддержки уникальной инфраструктуры, производственных мощностей, коллективов, сделают сверхтяжелый носитель безмерно дорогим в эксплуатации. Исторический опыт показывает, что даже успешные проекты сверхтяжелых носителей (такие, как Saturn V и "Энергия") были закрыты по экономическим причинам - на фоне наступления очередного кризиса, когда деньги начинали экономить.

- Проект сверхтяжелого носителя, активно продвигаемый командой Остапенко, скорее всего, рабочей группой будет отложен на будущее, - рассказал "Известиям" один из участников рабочей группы, впервые собравшейся на заседание 5 февраля. - Альтернативой может стать тяжелый вариант "Ангары", с выведением нагрузки на орбиту в несколько этапов, с последующей сборкой непосредственно на орбите.

Участник рабочей группы высказал предположение, что в целом освоение Луны останется стратегической целью российской космонавтики, однако под секвестр вместе со сверхтяжелой ракетой может попасть и новый космический корабль, создаваемый специально для лунной экспедиции. На его создание требуется более 500 млрд рублей. Доработка существующего корабля "Союз" для того, чтобы он мог слетать к Луне, обойдется значительно дешевле.

Глава Роскосмоса надеется, что особых трудностей у членов рабочей группы не возникнет:

- В последние годы перспективы пилотируемой космонавтики обсуждались в разных форматах достаточное количество раз, - говорит Игорь Комаров. - Поэтому мы ждем мотивированных рекоменедаций от комиссии в столь сжатые сроки. Затем они поступят на рассмотрение научно-технического совета Роскосмоса, также планируется обсуждение с отраслевыми экспертами. Результат будет учтен при составлении ФКП на 2016-2025 годы.

По мнению члена-корреспондента российской Академии космонавтики им. Циолковского Андрея Ионина, задача, поставленная перед рабочей группой, выглядит несложной только на первый взгляд:

- Для определения перспектив пилотируемой космонавтики нужно сначала ответить на вопрос: зачем государству финансировать пилотируемую космонавтику, - говорит Ионин. - Что оно планирует получить в результате, потратив баснословные деньги? Дав четкий ответ на этот вопрос, мы легко ответим и на остальные вопросы этого ряда: какая орбитальная станция нам нужна, какой грузоподъемности должна быть ракета, что за космический корабль требуется.

Читайте полную версию на сайте