Автопром объявил всеобщую оптимизацию

Автомобильная отрасль — как сфера, на которой специфически быстро отражаются изменения в потребительском настроении и экономической конъюнктуре, — все активнее адаптируется к кризису. Так по данным "Известий" с 24 февраля по 6 марта российский завод "ПСМА Рус" (совместное предприятие французской PSA Peugeot Citroen и японской Mitsubishi) приостанавливает конвейер. Соседний завод Volkswagen предупредил рабочих о возможном сокращении 770 рабочих в случае ухудшения рыночной ситуации. Сотрудники Ford ждут двухмесячную остановку конвейера во Всеволожске и Елабуге, производство заморозят в феврале-марте. На "АвтоВАЗе" профсоюз предупреждает о начале "скрытых сокращений". В связи с этим уже начался сбор подписей среди цеховиков с инициативой провести забастовку.

Принудительный очередной отпуск

О том, что работников "ПСМА Рус" (выпускает модели Peugeot, Citroen, Mitsubishi) отправляют в принудительный отпуск "Известиям" сообщил Дмитрий Кожнев, руководитель местного филиала Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА).

— Всем принесли графики отпусков, и кто согласен или не согласен — это никакой роли уже не играет. На заводе такая система: человеку приносят приказ на ознакомление, если он отказывается его подписывать, то составляют акт, что он с приказом ознакомлен и, по мнению администрации, получается, теперь все равно должен идти. Отпуск, конечно, оплачиваемый, но ведь это расход именно из тех 28 календарных дней, которые положены трудовым законодательством для отдыха по графику, в котором рабочие сами решают, когда идти. У людей не спрашивают, приятно ли им вот так зимой экстренно отдыхать, — рассказал Кожнев.

В концерне PSA Peugeot Citroen ни опровергли, ни подтвердили грядущую остановку конвейера.

— Мы приостанавливали на три дня производство в конце января и новогодние каникулы у нас были немного удлиненные, но о том, что завод в ближайшее время будет останавливаться, у меня нет информации, — сказал "Известиям" Дмитрий Портанский, директор по внешним связям и коммуникациям PSA Peugeot Citroen в России, Украине и странам СНГ.

Дмитрий Кожнев отметил, что в соответствии со стандартной трудовой практикой для подобных случаев вынужденных простоев на любых производствах (согласно статье 72.2 ТК РФ и если причиной простоя не стал сам трудовой коллектив в случае забастовки) работодатель оплачивает не менее двух третей от оклада сотрудника. Рабочие при этом не работают, но и не расходуют свои отпуска. Однако привлечь к ответственности работодателя в этом случая довольно непросто, уверяют юристы.

— В принципе нельзя никого отправить в отпуск без его согласия, для этого и подписывается заявление на отпуск. Если человек не ходит в отпуск, то ему компенсируют деньгами все те дни, что он не отгулял. Другое дело, что если человек сам подписал предложенное работодателем заявление, то со стороны закона претензий к нему нет, — объясняет Андрей Кузьмин, ведущий юрист адвокатского бюро "Юрлов и партнеры".

Рабочие не решаются противиться желаниям менеджмента "ПСМА Рус", констатирует Кожнев.

— Около 40% рабочих трудятся по срочным договорам. С кем-то заключают на три месяца, с кем-то на полгода. Эти срочные договоры периодически продлеваются. Люди до двух лет так работают, — рассказывает представитель профсоюза. —  Если человек будет "качать права", то от него избавятся без проблем. Причем мы пытались восстановить двух девчонок проработавших на срочных договорах  больше года на линии окраски. Но калужская прокуратура и суд взяли сторону администрации. На заводе также есть действующий профсоюз АСМ (автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения), который занимает позицию администрации. Он втихую от работников все подписывает. Не так давно они добровольно отказались от того положения, которое было зафиксировано в действующем коллективном трудом договоре об индексации зарплаты в 2015 году. А люди об этом узнали уже после случившегося.

Россию обвинили в убытках всего Ford Europe

— Завод сейчас перешел на четырехдневную рабочую неделю, но, скорее всего, с 16 февраля будет простой. Не могу сейчас точно сказать, неделю или две. На счет сокращений пока речи нет. Скоро будут переговоры, постараемся хоть какие-то выбить гарантии, — рассказал глава профсоюза МПРА на заводе Ford во Всеволожске Игорь Темченко. — А с середины марта, насколько я знаю, руководство Ford Sollers [СП американского производителя и российской компании "Соллерс"] завод в Елабуге останавливает на три недели, а нас, похоже, на два месяца.

В российском представительстве Ford не исключают остановки конвейера.

— Мы никого сокращать не планируем. В то же время внимательно следим за изменением рыночной ситуации и в связи с этим будем корректировать свои объемы выпуска, — рассказала вице-президент Ford Sollers по коммуникациям и связям с общественностью Елизавета Новикова. — Нужно отметить, что на данный момент мы идем в рамках намеченных планов — успешно поставили на конвейер новые модели Focus и Mondeo.

При этом в начале февраля глава концерна Ford Марк Филдс на автомобильной конференции в Бохуме заявил, что ситуация на российском рынке входит в число главных причин убытка подразделения Ford Europe (компания, правда, несет убытки в Европе с 2011 года, в IV квартале 2014-го он сокращен до $443 млн). В середине прошлого года концерн списал на $329 млн инвестиций в Ford Sollers. Причиной стало падение курса рубля и снижение продаж на 39%. В кулуарах конференции Филдс подчеркнул, что компания должна быть уверена в том, что делается все необходимое для снижения накладных расходов в России. 7 февраля немецкий журнал WirtschaftsWoche опубликовал интервью Филдса, в котором он, впрочем, заявил, что компания намерена вывести на российский рынок 6 новых моделей в 2015 году.

Проблемы калужской экосистемы

— На последней встрече нам (руководство завода) новую цифру дали, которые могут попасть под сокращение, — 770 человек. Все привязано к плану на год: если его сократят, тогда возможны увольнения. Но это если мы не сможем перенаправить наших рабочих на другие заводы концерна. Сейчас мы договорились, и часть наших рабочих поехала в Германию на завод в Цвиккау. Ведем переговоры с Ганновером, им нужны работники. Уже поехало 90 человек, пока на три месяца, — рассказал глава профсоюза Volkswagen Дмитрий Трудовой. — Проблема еще в том, по какому критерию мы будем сокращать людей. В законодательстве установлено — исходя из квалификации и производительности труда, а у нас сложно дифференцировать по таким принципам коллектив. Вот стоят люди на конвейере — и у всех одна производительность.

В пресс-службе завода Volkswagen "Известиям" сообщили, что на данный момент никаких сокращений не планируют. Тем не менее, если они произойдут, то проблемы такого большого предприятия автоматом за собой потянут и его поставщиков. К примеру, за последние 3-4 месяца один из калужских заводов концерна Faurecia (для Volkswagen производит детали выхлопной системы и комплектующие салона) сократил штат со 150 до 30 человек.

— У нас три завода Faurecia в Калужской области. И я знаю, что аналогичные сокращения и на двух других заводах, — профактивист Андрей Битков Faurecia. Лихорадит сейчас всю область. По моей информации, на соседнем заводе Volvo сокращают почти половину сотрудников [о том, что завод "Вольво Восток" в Калуге (выпускает грузовики Volvo и Renault) с 11 февраля приостанавливает производство и сокращает 30% персонала, официально объявлено 6 февраля].

Еще один завод-сателлит Benteler Automotive (поставляет подвеску и элементы пассивной безопасности на Volkswagen) изменил количество смен вслед за аналогичной корректировкой смен на Volkswagen.

— У них сократились смены [с трех до двух в сутки] и у нас также сразу же сократились смены, потому что мы в жесткой привязке к заводу работаем. Если что-то начнется, то мы сразу же вслед за ними будем затормаживаться, — рассказал руководитель первичной профсоюзной ячейки на Benteler Алексей Настин.

Секретные сокращения "АвтоВАЗа"

В компании Renault уклонились от прямого ответа на вопрос об остановке производства и потенциальных сокращениях на московском заводе (бывший "Автофрамос").

— Пока завод работает в обычном режиме. Мы следим за развитием ситуации на рынке, — пояснил представитель Renault.

Тольяттинский "АвтоВАЗ" официально в конце января сообщал о сокращении более тысячи клерков. При этом президент компании Бу Андерссон уверял, что не планирует сокращать работников конвейера в 2015 году. Однако, по данным лидера независимого вазовского профсоюза "Единство" Петра Золотарева, волжский автогигант все же планирует непублично выводить людей за штат, переводя на другие должности в организациях Тольятти.

— Нас уведомили, что руководство планирует сократить 1100 человек, но при этом дали и приказ, сопровождающий это уведомление, о том, что они оптимизируют и штат рабочих. В этом приказе сказано, что если рабочий откажется переводиться с "АвтоВАЗа", его будут просто увольнять с предприятия. Списки людей и графики переводов есть в приложении к этому приказу, но нам его не дали. По сути, они будут избавляться от рабочих, — сообщил Золотарев.

По словам активиста, профсоюз начал сбор подписей для того, чтобы начать переговоры с администрацией.

— Если они откажутся говорить, то у нас появится формальное право на то, чтобы начать забастовку. Говорят, что теперь уже даже мелкие начальники недовольны — те, кто раньше выступали на стороне администрации. Они же под сокращения подпадают. Сетуют на нас: что вы не начинаете забастовку, что вы нас не защищаете? — рассказал Золотарев.

"АвтоВАЗ" оперативный комментарий не предоставил.

Читайте полную версию на сайте