Реестр кредитных автомобилей может умереть, едва заработав

Нотариусы подняли тарифы на регистрацию автомобилей в реестре заложенного имущества в два раза: с 300 до 600 рублей за одно уведомление. Возможность повысить тарифы дал спешно (от первого до третьего чтения прошло чуть больше месяца) принятый в конце прошлого года закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" — на одной из 60 страниц его текста говорится о замене 300 на 600 рублей в перечне тарифов.Кроме того, кредиторам придется доплатить за правовую и техническую работу, если информация о залоге будет подана в бумажном виде, — 200 рублей за лист.

Как пояснил один из соавторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по собственности Сергей Гаврилов, такое повышение было необходимо.

— С учетом снижения количества кредитов на выдачу автомобилей и, соответственно, предметов залога необходимо было поднять тариф, чтобы компенсировать нотариусам затраты на ведение реестра, — пояснил он.

— Реестр уведомлений о залогах движимого имущества создавался Федеральной нотариальной палатой (ФНП) на собственные средства. Эта система требует дальнейшего развития, дополнения функционалом, который в том числе востребован банками, хотя и не прописан в требованиях закона. Эта работа сейчас ведется ФНП без внешнего финансирования, — заявили в пресс-службе Федеральной нотариальной палаты. — При этом многие уведомления содержат в себе не одну, не две, а более десятка страниц данных, которые нотариус в любом случае должен проверить. Это весьма объемная работа, и 600 рублей — весьма условная величина при таких объемах.

По данным ФНП, всего в базе на текущий момент зарегистрировано 766 тыс. уведомлений.

Банки добивались создания реестра заложенного имущества несколько лет из-за роста мошенничества с кредитными автомобилями: по данным банкиров, доля машин, неправомерно продаваемых из-под залога, в 2012 году доходила до 10%. Банки предлагали создать новый реестр на основе других, уже существующих в Бюро кредитных историй. Реестр предложили сделать обязательным, причем не только для кредиторов, но и для сотрудников ГИБДД, которые должны были при перерегистрации автомобиля на новое лицо проверить, не заложен ли он. Регулирование реестра предлагали поручить Центробанку, Бюро кредитных историй или самой ГИБДД.

Однако под давлением Минюста идея значительно трансформировалась: создание реестра было поручено нотариусам, а банкам было предложено заплатить за его создание — при внесении объектов залога. При этом за аналогичные по сути действия — передачу данных в бюро кредитных историй — банки не платят ничего. От обязательности проверки на возможное мошенничество тоже отказались: предполагалось, что проверять наличие автомобиля в реестре будут не регистрирующие органы, а сами покупатели.

По словам банкиров, в итоге новый реестр (заработал в прошлом году) не выполнил в полной мере задачу по борьбе с мошенниками. А с повышением тарифа банки могут отказаться от его наполнения.

— В действующем формате наличие уведомления в реестре никак не защищает от мошеннических действий с залогом, — рассказал старший вице-президент, директор департамента автобизнеса ВТБ24 Алексей Токарев. — Перепродажа залоговых автомобилей — основной вид мошенничества с кредитами. Для решения этой проблемы и защиты интересов банков и добросовестных покупателей необходимо не только регистрировать уведомления, но и обеспечить контроль на федеральном уровне за отчуждением переданного в залог автомобиля. Собственно, этим продиктована крайне низкая активность банков по регистрации залогов. С увеличением тарифа, полагаю, возможен и полный отказ банков от регистрации уведомлений.

— Рост тарифа с 300 до 600 рублей за одно уведомление вряд ли будет способствовать скорейшему наполнению реестра, — констатирует и начальник управления риск-менеджмента физических лиц Райффайзенбанка Станислав Тывес. — На конец декабря 2014 года Райффайзенбанк зарегистрировал в реестре более 50 тыс. залоговых автомобилей. Но максимальный эффект от введения реестра будет достигнут только в том случае, если проверка информации в нем станет неотъемлемой частью сделки купли-продажи автомобиля. К сожалению, сейчас мы оцениваем информированность населения о данном инструменте как невысокую.

В Бюро кредитных историй считают, что решение о передаче нотариату функций регистратора залогового движимого имущества неполностью учитывает практику залогового кредитования.

— Для БКИ такая деятельность более свойственна, и мы уже имеем практически работающую базу. Работа с Бюро кредитных историй более удобна и для кредиторов, и для пользователей, — считает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков. — Напомню, свою базу залогового движимого имущества мы ведем с 2012 года. Сейчас в нее передают информацию более сотни кредиторов, в основном это крупные банки, выдающие много автокредитов. В базе в настоящее время 2 млн залоговых автомобилей. Наполнение базы для кредиторов бесплатно и не несет существенных технологических и организационных издержек. Поставщики информации могут бесплатно проверять автотранспортные средства на предмет нахождения в залоге. Лишь для частных лиц, покупающих автомобиль на вторичном рынке, предусмотрена плата — в районе 300 рублей за запрос. В месяц мы обрабатываем до 20 тыс. запросов на проверку транспортных средств.

По мнению Волкова, рано или поздно законодатели вернутся к вопросу передачи функций регистратора залогового движимого имущества Бюро кредитных историй.

— Поэтому свою базу мы поддерживаем и продолжаем развивать. Необходимость такой базы очевидна всем участникам рынка. Ее реальное отсутствие или присутствие только на бумаге приводит к процветанию мошенничества и тормозит развитие автокредитования, — считает он.

Читайте полную версию на сайте