В Госдуме намерены разработать поправки в КоАП, которые позволят наказывать продавцов за наценку свыше 20%

В Госдуме хотят штрафовать магазины, необоснованно повышающие цены на социально значимые продукты, такие как чай, сахар, яйца, гречка и др. Как рассказал "Известиям" член комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Александр Потапов (КПРФ), в ближайшее время в комитете запланировано обсуждение соответствующих поправок в КоАП. По словам депутата, "необоснованной" предполагается считать наценку магазина больше 20%, а за попытку извлечь большую прибыль продавцов предложат штрафовать на сумму от 100 тыс. до 1 млн рублей. Председатель комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский ("Единая Россия") подтвердил, что в комитете планируется "обсудить введение регулирующих мер", но отметил, что необходимо более детально продумать инициативу.

— Нужно четко сформулировать, что такое обоснованная цена, ведь сети не упустят возможности обойти закон и получить свой "бонус". И в целом нужно обсудить эту идею, — сказал Руденский.

По мнению Потапова, "приемлемой" наценкой продавца можно считать 15–20%.

— А в некоторых случаях — даже меньше, — подчеркивает парламентарий. — А такие наценки, как мы видим сейчас, — по 50, 100, 200% — совершенно недопустимы.

Потапов сообщил, что конкретный размер штрафа для нарушителей только планируется обсудить.

— Сейчас сложно сформулировать, каким должен быть штраф, но это сотни тысяч рублей. Мы должны вводить жесткие меры, ведь время непростое, — отмечает Потапов.

Его коллега, зампред комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов обратил внимание на то, что недобросовестных продавцов можно привлечь к ответственности уже сейчас.

— В КоАПе есть статья за завышение цен по сговору — штраф от 1 млн до 5 млн рублей (речь идет о ст. 14.32 "Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности". — "Известия"). Нужно очень внимательно посмотреть, нужен ли нам дополнительный инструмент, — говорит Климов.

С ним согласен глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

— Скорее, стоит применять антимонопольные процедуры. Мы можем прийти к тому, что реальную наценку будет сложно отследить — магазины могут договариваться с поставщиками и указывать в накладных цену выше реальной. Этот способ применялся еще в Советском Союзе, — говорит Орлов.

Председатель совета Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Вячеслав Телегин утверждает, что введение максимально допустимой наценки на социально значимые товары серьезно сократит их стоимость.

— Например, морковь мы поставляем по 7–12 рублей за 1 кг. А в торговых сетях ее продают по 50 рублей. Даже при стопроцентной накрутке стоимость была бы меньше 30 рублей за 1 кг, — замечает Телегин.

Начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group (сети магазинов "Перекресток", "Пятерочка", "Карусель") Владимир Русанов утверждает, что "рост цен в магазинах вызван ростом отпускных цен поставщиков".

— При этом рост оптовых цен опережает рост цены на полках: средний фактический рост цен на полках магазинов компании ниже, чем рост отпускных цен поставщиков на те же продукты. Торговые сети стараются сдерживать рост цен на продукты, и в первую очередь на социально значимые, — утверждает Русанов.

Согласно предоставленным Русановым данным, например, средняя цена поставщиков на поваренную соль за декабрь 2014 — январь 2015 года выросла на 30%, когда в рознице продукт подорожал только на 4%. А, например, пшеничный хлеб в оптовой закупке стал дороже на 10%, а в магазинах он даже подешевел на 12%.

При этом Русанов утверждает, что сейчас наценки магазинов на социально значимые товары не превышают 20%: например, наценка на рис на 26 января составляла 1% (на 1 декабря 2014 года — 7%), на пшеничную муку — 6% (26%), на ржаной хлеб — 5% (27%), на молоко — 17% (21%), на картофель — 17% (20%).

Замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Кашеваров считает, что "спекулятивное движение" есть как со стороны поставщиков, так и со стороны магазинов.

— Когда рынок начинает движение, есть объективные причины, например макроэкономические — движение доллара к рублю. А есть и спекулятивное движение, и все в равной мере стараются использовать ситуацию в своих интересах, — говорит Кашеваров.

Чиновник не уверен, что ограничение наценки на продукты даст положительный эффект.

— Намерение, понятно, благое, но есть риск, что цены, наоборот, вырастут. Сети могут входить в альянс с поставщиками и договариваться о более высокой закупочной цене и, соответственно, получать большую прибыль, — опасается Кашеваров.

Напомним, на прошлой неделе генеральный прокурор РФ Юрий Чайка заявил, что в ходе проверок торговых сетей были выявлены случаи неоправданного повышения цен на продукты питания на 400%.

— Картина, конечно, удручающая. Во многих случаях цены неоправданно завышены, некоторые цены на продукты питания увеличились на сотни процентов — на 300, 400%. Есть такие случаи, — сказал Чайка.

Читайте полную версию на сайте