VIP-персоны Алтайского края поделились своими экономическими наблюдениями
Виктор ЛОРЕНЦ, предприниматель, совладелец сети магазинов и предприятий "Лидер" (Заринск):
"Наблюдается снижение покупательной способности и падение товарооборота на 30%. И это почувствовалось еще в ноябре. Если раньше люди были не прочь купить колбасу и сыр премиум-класса, то сейчас покупают вермишель да хлеб. Покупатели стали экономить. Начали существенно расти цены у оптовиков и производителей. Наша маржа как держалась на определенном уровне, так и остается, что подтверждено документацией. Просто поставщики работают по "аховым" ценам. На нас сказалось и колебание валют, падение рубля. Например, поставщики холодильного оборудования выставляют просто космические цены в евро. Придется экономить, причем на людях. Урезать зарплату не будем, но и повысить не сможем. С учетом товарооборота будет проведена оптимизация кадров, и кто-то останется без работы. Уже отправляем некоторых в отпуск без содержания".
Ирина СОЛНЦЕВА, заместитель председателя комитета по здравоохранению и науке АКЗС, член постоянного депутатского объединения — фракции "Единая Россия":
"Может быть, еще не так серьезно заметили, но, конечно, кризис ощущается. В магазинах выросли цены на продукты. Если раньше я спокойно могла взять необходимый продуктовый набор (хлеб, молоко, мясо), то сейчас внимательно смотрю на цену. Когда берешь весь набор, чувствуется существенно возросшая стоимость продукции. Совсем по-другому начинаешь подходить к своим расходам, смотришь, без чего можно обойтись. Мы с мужем планировали отдых, старались один-два раза в год выезжать на море. Были в Греции и во Вьетнаме. Но сейчас для нас это уже проблематично, теперь смотрим, куда поедем отдыхать в Алтайском крае. С другой стороны, может быть, это и к лучшему. У нас тоже много красивых мест, причем даже не в соседнем регионе, а именно в нашем крае: Чарышский и Солонешенский районы, степные зоны. Я очень люблю море, но теперь поездка туда — под большим вопросом. В общем, больше всего проявления кризиса я вижу в ценах на продукты и отдых. Покупать новую одежду пока не было необходимости, поэтому как-то не обращала на нее внимания. Но, думаю, многие уже столкнулись с этой проблемой. Особенно те, у кого есть дети: одеть всю семью стало дороже. Теперь нужно брать только необходимое, лишний раз просчитывать, действительно ли тебе нужна эта вещь. Бытовая техника? В нашем доме есть все необходимое, дай бог, чтобы служило дольше. Поэтому я не бегала скупать телевизоры и прочее. А вот тем, кто не успел купить необходимую бытовую технику, теперь придется потратить больше, особенно это тяжело для молодых семей, которые долго копили на определенную вещь, или у кого внезапно что-то сломалось. Люди привыкли к стабильности, может, было все не так уж и дешево, но цены особо не менялись. Это позволяло четко планировать свои траты, сейчас же все стало менее предсказуемо".
Александр ГУКОВ, глава крестьянского хозяйства А.В. Гукова Ключевского района:
"Стало заметно повышение цен на технику, ГСМ, энергоносители. Хотя стоимость нашей продукции тоже выросла, но мы ведь ее продали по старым ценам. Я не раз говорил: "Есть у крестьянина определенное количество пшеницы — ну и пусть банк или государство выкупит ее у аграриев за половину текущей, низкой, стоимости или возьмет под залог кредита, и пусть она лежит". А когда цена вырастет до нормального уровня, я ее продам и верну кредит банку. Килограмм пшеницы продал за 7 рублей, а она поднялась до 11. Чечевицу продал за 17 — сегодня она стоит 50. Пшено продал по 12 — сегодня оно по 22. Я потерял 31 миллион рублей. А кто с этого наварился? Перекупщики зерна! Им не надо налоги платить, главное — деньги быстро срубить. Купили зерно подешевле, а продали подороже, кое-кто сумел за границу и за доллары. Вот такие "бизнесмены" и наживаются на аграриях. В 2015 году ничего, кроме удобрений, покупать не буду, обойдемся старой техникой, меня не устраивают завышенные процентные ставки по кредитам".
Андрей ЩУКИН, заместитель председателя комитета по социальной политике АКЗС, координатор алтайского отделения ЛДПР:
"Наверное, даже слепой или глухой заметил эти проявления. И проявляется это во всем — начиная от стоимости нашей валюты и заканчивая магазинчиком возле дома известной всем торговой сети, в которой сильно опустели полки по сравнению с тем, что было полгода назад. И ценники там очень сильно изменились в сторону увеличения. Любой человек кушает и, соответственно, заметил рост цен на продукты. Кризис повлиял на всех, думаю, даже на первое и второе лица государства. Значит, будем экономить и не барствовать. Я буду экономить на еде: стараться больше кушать овощей и фруктов, меньше есть жирной, дорогой и вкусной экзотической пищи. Хоть и не злоупотребляю, но полностью исключу потребление любых алкогольных напитков, к тому же это вредно для здоровья. Ездить никуда не буду, у меня даже заграничного паспорта нет. Я вообще не отдыхаю, все время на работе. Вот сегодня до девяти вечера, а завтра уже к семи утра опять приду. Недвижимости у меня нет, денег на новую квартиру или автомобиль — тоже. Поэтому буду вести скромный образ жизни, без шика и гулянок. Возможно, несмотря на трудности, помогу жене и дочери съездить в Сочи, они уже десять лет там отдыхают каждый сезон, а сам буду на работе".
Владимир МАРКОВ, председатель регионального отделения "Союза садоводов России" в Алтайском крае:
"На мой взгляд, садоводам и огородникам кризис не страшен. Я знаю, что садоводческой продукции (овощей, плодов и ягод) достаточно для того, чтобы прокормить не только семью, которая имеет участок, но и еще две-три семьи дополнительно. Поэтому нужно эту продукцию на уровне потребкооперации принимать и реализовывать, с учетом всех санитарных норм. Кстати, садоводы выращивают продукцию, по себестоимости доступную каждому жителю Алтайского края. Кризис не отражается на пенсионерах, потому что государство гарантирует стабильность и пообещало сохранить все льготы. Нужно просто усиленно трудиться, воздержаться от покупки дорогих импортных товаров и продуктов питания, а приобретать свое, от отечественного производителя".