Неполётное настроение: курс рубля внёс коррективы в расписания сибирских аэропортов
В России происходит серьёзное сокращение число авиарейсов — как чартерных, так и регулярных. Сибирь не стала исключением — на фоне роста пассажиропотока по итогам 2014 года в некоторых аэропортах с начала 2015-го количество рейсов сократилось более чем в два раза. Пока перевозчики и аэропорты говорят об оптимизации расходов и не повышают тарифы, но эксперты считают, что в любом случае в наступившем году произойдёт сокращение пассажиропотока. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с материалом. подготовленным ИА REGNUM:
Практически все аэропорты в Сибири закончили 2014 год с хорошими показателями — по сравнению с годом предыдущим выросли пассажиропоток и показатели грузоперевозок. Например, в Томске пассажиропоток составил 537 тыс. человек — это на 14% больше, чем в 2013 году; в Горно-Алтайске — 41,8 тыс. (рост — 32%); в Барнауле — 385,5 тыс. (рост — 12,6%); в крупнейшем сибирском аэропорту "Толмачёво" в Новосибирске — 3,9 млн (рост — 5,6%). Рост пассажиропотока отмечают также в аэропортах Омска, Иркутска, Красноярска, Кемерова и других городов.
Однако ситуация стала меняться в IV квартале прошлого года, когда крупные туроператоры из-за колебаний и роста курса доллара стали пересматривать свои полётные программы. Так, в Новосибирске, по данным местной Ассоциации туристских предприятий, сократилось число полётов в Объединённые Арабские Эмираты с пяти рейсов в неделю до одного, во Вьетнам количество вылетов сократилось на треть, в Таиланд — в два раза, в Чехию — в три раза.
Впервые за последние несколько лет сократилось количество вылетающих из Иркутска чартерных рейсов. "Если раньше чартеры в Таиланд летали три-четыре раза в неделю, то сейчас выполняются один-два рейса", — рассказал изданию "Конкурент" руководитель одной из местных туркомпаний Сергей Ильин. В некоторые страны, например Индонезию, прямой рейс из Иркутска убрали, так что сейчас туда можно улететь только через Бангкок. В такие страны, как Египет, Кипр, Греция или Болгария, полётные программы и вовсе были временно прекращены. Нет пока точной информации и о том, будут ли на летний сезон открыты полёты из Иркутска в Испанию, пользовавшиеся повышенным спросом у местных жителей.
Сокращается число чартерных рейсов и в красноярском аэропорту "Емельяново". Как сообщила ИА REGNUM пресс-секретарь аэропорта Ксения Квятковская, в связи со сложившейся ситуацией на туристическом рынке страны-авиаперевозчики стараются оптимизировать программы выполняемых полётов. По её словам, с января сокращена частота выполнения чартерных рейсов из Красноярска в Пхукет ("Нордстар" отменила вылеты до весны, "АйФлайт" сократила количество рейсов, в прежнем объёме продолжают летать "Икар", "ЮТэйр" и "КатэкАвиа"), в Хургаду ("Трансаэро" отменила до весны, "ЮТэйр" сократила количество рейсов). До конца зимней навигации отменены рейсы в Ереван (авиакомпания "Таймыр"), на Гоа (авиакомпания "Роял Флайт" заявила выполнение чартерных рейсов на Гоа с ноября 2014 года, но, выполнив несколько рейсов, программу приостановила).
При этом регулярные рейсы из аэропорта "Емельяново" осуществляются практически в прежних объёмах. По Сибири, например, на некоторых направлениях частота рейсов даже увеличена — с 5 января авиакомпания "Ангара" открыла программу регулярных рейсов по маршруту Иркутск — Красноярск — Мирный с частотой три раза в неделю. При этом авиакомпания "Нордстар" отменила рейсы в Улан-Удэ (на данном направлении продолжает выполнять рейсы авиакомпания "ИрАэро"), до одного раза в неделю сокращена частота вылетов в Северо-Енисейск. Рейсы на Москву выполняются согласно штатному расписанию в прежнем объёме, говорит Квятковская. Перевозчики на данном направлении — "Аэрофлот", "Глобус", "Оренбургские авиалинии", "Нордстар", "Трансаэро", "ЮТэйр".
Впрочем, в других городах количество рейсов на Москву сокращается. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Омского аэропорта, из зимнего расписания 2015 года ушли рейсы авиакомпании Red Wings (Омск — Москва и Омск — Сочи), а также рейс Омск — Москва авиакомпании "ЮТэйр". В аэропорту не исключают, что в дальнейшем эти рейсы могут возобновиться: "Работа над весенне-летним расписанием идёт уже сейчас, принимаются заявки от авиакомпаний, поэтому пока говорить о том, какие рейсы вернутся, а какие нет, мы не можем. Однако вполне вероятно, что они вернутся. На зарубежные курорты рейсы пока не отменяются. Единственное — с января отменён рейс на Дубай".
В омском аэропорту уточнили, что направление Омск — Москва является одним из ключевых и представлено достаточно обширно: "В Москву ходят не менее пяти воздушных судов достаточно большой вместимости в сутки. Поэтому та потребность, которая есть у Омска на данный момент, удовлетворяется. Если будет повышенный спрос, к нам готовы встать на дополнительные частоты другие авиакомпании, разговор об этом уже ведётся".
В Абакане (Хакасия) авиакомпания "Аэрофлот" уменьшила частоту полётов на московском направлении. Ранее самолёты компании вылетали из Абакана в аэропорт "Шереметьево" каждый день. С 15 января по 26 февраля отменены рейсы по вторникам и четвергам. Рейсы Абакан — Москва ("Домодедово") авиакомпании "Сибирь" будут выполняться ежедневно без изменений, рассказали корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе аэропорта.
В Барнауле вслед за прекращением чартеров в Пхукет из расписания исчез московский рейс компании Orenair и UTair. На рейсах в Москву здесь остались "Аэрофлот", "Сибирь" и "Трансаэро". В Горно-Алтайске количество рейсов на Москву сократилось более чем вдвое — с пяти до двух раз в неделю. С направления полностью ушла "Трансаэро", не пролетавшая на маршруте и полугода, а "Сибирь" сократила количество полётов.
"В целом ситуация на рынке авиаперевозок выглядит драматично, и не только в Сибири, — рассказал ИА REGNUM руководитель одной из турфирм Игорь Смирнов. — Авиакомпании сокращают регулярные рейсы, в сложной ситуации оказываются компании, „заточенные“ под чартеры. Впрочем, пока речь не идёт о резком росте цен на регулярных направлениях, пока авиакомпании стараются оптимизировать расписания и, соответственно, расходы, чтобы не пугать клиентов ростом тарифов. Но, боюсь, роста не избежать".
"Ситуация на валютном рынке подкосила турбизнес и, соответственно, авиаперевозки. Сейчас очень низкая „глубина продаж“ — люди боятся покупать туры загодя, поскольку опасаются, что могут переплатить, если, например, курс снизится. Кроме того, если курс вырастет (что более вероятно), то человек переплатит, уже находясь на отдыхе. Ситуация, в общем, очень нервная и непредсказуемая. Но уже сейчас, в начале года, очевидно, что по итогам 2015-го в аэропортах снизятся показатели пассажиропотока", — добавляет он.
Впрочем, авиаперелётами пользуются не только туристы. Как ситуация на рынке авиаперевозок отразится на ситуации в компаниях, которые часто отправляют своих сотрудников в командировки?
"Насколько я понимаю, в Новосибирске сейчас в основном отменяются чартеры. Понятно, что выездной туризм находится в сильном пике, если он вообще ещё существует. Но меня это не сильно волнует, поскольку 95% всех моих полётов осуществляется по бизнесу, это командировки внутри России, — рассказал ИА REGNUM генеральный директор коммуникационного агентства „АГТ-Сибирь“ Егор Егошин. — Я не очень переживаю за московское направление, поскольку в Новосибирске в прошлом году в столицу было около 90 рейсов в неделю. Рейс на Москву не такой короткий, чтобы можно было удержать высокие цены, но и не такой длинный, чтобы люди вообще не летали. Так что на московском направлении отменяют рейсы, на мой взгляд, маргинальные авиакомпании, у которых проблема с загрузкой".
"Мы, безусловно, будем щепетильнее выбирать перелёты, оценивать их необходимость. Мы никогда не летали просто так, и будем вынуждены летать по тем ценам, которые будут установлены. Совсем сократить командировки мы не можем, поскольку это наша работа, так что будем вынуждены закладывать эти высокие цены на билеты в стоимость наших услуг, — сказал Егошин. — Что касается прогноза по ценам, то здесь есть два момента. С одной стороны, люди, очевидно, будут меньше летать и, соответственно, у авиакомпаний будут проблемы с загрузкой. А самый эффективный способ борьбы с полупустыми самолётами — распродажи. С другой стороны, авиакомпании летают на европейском лизинге, соответственно, с выплатой валюты, цена который растёт. Это будет вынуждать их повышать цены даже на внутренних рейсах".
"Сейчас важно понять, что будет происходить в перспективе — будут ли только сокращаться рейсы, или же будет значительно возрастать стоимость билетов, — сказал в беседе с ИА REGNUM руководитель красноярского офиса агентства „Социальные сети“ Василий Дамов. — Эти два процесса, в принципе, достаточно взаимосвязаны. Если речь идёт только об уменьшении авиаперевозчиков на том или ином маршруте, то вряд ли это представит сложности. За минувший год более чем один раз я летал только в три города — Москву, Иркутск и Новосибирск. На каждом из этих маршрутов сейчас работают две и более авиакомпании, и даже если их количество сократится, добраться из точки в точку авиасообщением будет можно. Если же стоимость билетов не просто возрастёт, а возрастёт значительно, тогда, возможно, и придётся выбирать путешествия на местные расстояния поездом. Сейчас разница в стоимости билетов на поезд (купе) и самолёт в те же Иркутск и Новосибирск — несколько тысяч рублей. Что, с моей точки зрения, абсолютно окупает экономию времени. Если же авиабилет станет со временем в два и более раза дороже — тогда и придётся делать выводы".