Рост нагрузок воспитателей детсадов вдвое превышает рекомендуемый
Чреда заседаний правительства текущего года открылась вопросом об образовании. 15 января Минобрнауки представило на суд кабмина отчет об итогах первого всероссийского тотального мониторинга системы образования сверху донизу. Об этом сообщает МК.
В системе отечественного образования, открыл заседание глава кабинета министров Дмитрий Медведев, "есть достижения, особенно последнего периода, но есть и проблемы". Адекватно оценить те и другие вместе с работой школ и вузов, а затем на этой основе наметить пути дальнейшего развития, по его словам, помогут результаты мониторинга системы образования, впервые проведенного по 170 показателям и охватившего все уровни от детсадовского до вузовского. Об итогах мониторинга доложил министр образования и науки Дмитрий Ливанов. И хотя основной акцент был сделан на "достижениях", зашла речь и о "проблемах".
Система дошколки, по словам министра, динамично растет: прирост контингента только с 2012 года составил 800 тыс. детей, а к 2017 году в России будет уже 7 млн дошколят. На создание дополнительных мест лишь в 2014 году было потрачено около 400 млн бюджетных руб., в результате чего охват садиками детей в возрасте 3–7 лет возрос с 93 до 95%. В 2015 году вопрос с очередями для этой возрастной категории, как и велел президент, будет окончательно закрыт: порукой тому — очередное бюджетное вливание в объеме 350 млн руб. плюс существенное усиление частного сектора детских дошкольных учреждений. Правда, в то время, как число воспитанников выросло почти на 1 млн, воспитателей стало больше всего на 1%. Итог — резкий рост нагрузки педагогов: вместо рекомендованных 2,5–3% в год "по факту темпы были превышены вдвое", признал министр. И это не может не сказываться на качестве дошкольного образования.
Основной тенденцией школы стал рост доли ребят (около 45%), решивших после 9-го класса идти не в 10-й с прицелом на вуз, а в колледж. Самих же школьников из-за демографической катастрофы конца 90-х годов стало еще на 10% меньше. Как следствие закрываются и школы: в 9 регионах сокращение их числа превысило 5%. Таким образом, жалобы учителей на рост педнагрузки как следствия роста зарплат, по словам главы Минобрнауки, не обоснованы, ведь "число школьников сокращается. Рост нагрузок, скорее, связан с введением новых технологий. К примеру, в ряде регионов учителям теперь приходится заполнять и электронные, и бумажные дневники и журналы. И это недопустимо!"
Дополнительное образование после провала 90-х годов наконец достигло советского уровня: ныне им охвачено около 65% ребят в возрасте 5–18 лет, или 71% школьников. Посещаемость школьных кружков за последние два года вросла на 7%, причем на платной основе — лишь на 1%.
Активно развивается система среднего профобразования, но демографическая яма обозначилась и здесь: число студентов колледжей сократилось на 1,4 млн человек. Та же картина и в высшем образовании: за последние 10 лет выпуск из школы усох с 1,4 млн до 600 тыс. человек. Но тут, что называется, нет худа без добра: сокращение числа студентов позволило избавиться от самых слабых вузов. Лишь за последний год из реестра на ведение образовательной деятельности по итогам мониторинга были исключены около 450 высших учебных заведений — в основном частных вузов и филиалов госвузов.
Любопытно, что чуть ли не основным достоинством нового мониторинга участники обсуждения из числа глав регионов и ректоров вузов признали то, что для его проведения с мест не потребовали дополнительной отчетности, а обошлись уже имеющейся. В подтверждение мучений, доставляемых им расплодившейся отчетностью, ректоры показали премьеру увесистую стопку форм, обязательных для периодического заполнения. Тот на жалобы на бюрократизм ответил уклончиво, но пообещал: "Мониторинг системы образования будет продолжен, хотя все равно всегда будет много вопросов, нареканий, сомнений. Такова уж сфера образования!"
Марина Лемуткина