Автомобилисты стали терпимее к платным дорогам
За последние 2 года российские автомобилисты скорректировали свое отношение к платным трассам. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), которые есть у "Известий", всё больше водителей начинают положительно относиться к платным трассам. Главным аргументом таких респондентов названо высокое качество таких дорог.
Как показывает декабрьский опрос ВЦИОМа "Комплексный аудит качества предоставляемых услуг населению на различных видах транспорта в 2014 году", 27% из опрошенных по России 1,6 тыс. автомобилистов поддерживают введение системы платных дорог в России. Аналогичное исследование за 2012 год показало, что тогда введение такой системы поддерживало 24% автомобилистов. Несмотря на небольшое прибавление в рядах апологетов платных дорог, тренд подкрепляется снижением количества автомобилистов, выступающих против них. Если в 2012 году таких насчитывалось 52%, то в 2014 это уже 44% автомобилистов. При этом выросла доля автомобилистов, которым всё равно (с 10% в 2012 году до 12% в 2014 году) и тех, кто еще не определился со своей позицией (с 14% до 17% соответственно). Одновременно заметно выросло количество автомобилистов, пользующихся платными трассами: с 7% в 2012 году до 22% в 2014-м.
Платные дороги одобряют в основном благодаря их высокому качеству (41% от тех, кто поддержал платные дороги), экономии времени, порядку на дорогах, отсутствию пробок (по 7%), следует из материалов ВЦИОМа. Немногие отметили безопасность, разумную стоимость и высокий скоростной режим (3–4%), 5% говорят, что их деньги пойдут на строительство и ремонт дорог (см. инфографику).
Среди тех, кто не поддерживает платные дороги, наиболее популярная причина (31%) — все дороги должны быть бесплатными, так как население платит налоги. Вторая популярная причина нелюбви к платным трассам (25%) — их высокая стоимость относительно собственного благосостояния. 14% автомобилистов посчитали, что платные дороги всё равно плохого качества. Распространение таких трасс приведет к тому, что власти забросят бесплатные дороги, а деньги всё равно пойдут в карман, считают 5% и 2% противников платных дорог соответственно.
61% от общего числа тех респондентов, кто пользовался платными дорогами, считает, что соотношение цена-качество находится на приемлемом уровне, это на 14 процентных пунктов выше, чем в 2012 году.
— Мы видим плавное повышение одобрения платных дорог. Постепенно увеличивается число их пользователей, и среди этих пользователей также растет уровень удовлетворения от использования дороги. Несмотря на то что платные дороги появились достаточно давно, их активное развитие началось только несколько лет назад, и если сначала платные дороги воспринимались большинством как нечто отрицательное, то сейчас сам факт наличия платных трасс и процесс их использования стал ближе и понятней. Отсюда и постепенный рост одобрения таких трасс, — комментирует руководитель отдела по работе с госорганами ВЦИОМа Кирилл Родин. — Правда, самих платных дорог мало и, следовательно, тех, кто использует их на регулярной основе, тоже не так много. Тем не менее это постоянная аудитория и она перманентно расширяется.
Кстати, в 2010 году ВЦИОМ тоже делал исследование по поводу того, как россияне относятся к платным дорогам, но в этом опросе участвовали все социальные группы, а не только автомобилисты. Тогда на один вопрос "Как вы относитесь к строительству сети платных дорог в России?" 19% ответили "положительно", 31% — "скорее положительно", 21% — "отрицательно", 24% — "скорее отрицательно", 5% затруднились ответить.
В последних исследованиях "Автодора" (под управлением госкомпании находятся все платные трассы в России) заявлено, что большинство водителей довольны качеством трасс. Опрос проводился в апреле 2014 года среди 500 водителей на участках платных трасс М4 "Дон" и дороги в обход Одинцово (соединяет МКАД и трассу М1). Довольных оказалось от 61 до 93% опрошенных (результаты на разных участках отличаются).
— Люди начинают относиться к существованию платных дорог как минимум нейтрально. Здесь больше влияния имеет фактор времени: чем дольше мы сталкиваемся с каким-то явлением, пусть даже сначала мы его воспринимали негативно, тем быстрее идет процесс привыкания к нему, — объясняет руководитель движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов. — То же самое с платными парковками и многими другими вещами. Это обычная реакция человеческой психики. Рост именно одобрения платных дорог в 3% — это не так уж и много. Всё равно большинство водителей пока их не принимает. И объяснить это можно тем, что на самом деле участки платных дорог постепенно начинают всё меньше и меньше отличаться от бесплатных. На последних введенных участках М4, например, нет освещения или даже разгонных полос. На некоторых участках бесплатная альтернатива даже лучше. Вторая причина — уровень тарифа. Например, цена за проезд по участку трассы Москва–Санкт-Петербург для легкового автомобиля составит 300 рублей за 43 км. Еще одна причина — пробки при въезде на трассу. Особенно это касается участка в обход Одинцово.
Председатель Общероссийского общественного движения "Движение автомобилистов России" Виктор Похмелкин отметил, что, прежде чем трубить об успехах платных дорог, нужно построить нормальную сеть бесплатных дорог.
— У нас приемлемой бесплатной альтернативы нет, — говорит собеседник. — Кстати говоря, в Европе, например во Франции и Италии, от платных дорог уже начали понемногу отказываться, потому что они экономически невыгодны — слишком долго окупаются. Среди наших дорог хорошо окупится разве что платный участок до Шереметьево.
На данный момент под управлением "Автодора" находится шесть платных участков дорог в рамках трасс М4 "Дон" и М1 "Беларусь". Также в конце 2014 года открылось движение на двух участках новой трассы Москва–Санкт-Петербург (обход Вышнего Волочка с 258-го по 334-й км и выход из Москвы с 15-го по 58-й км), платными они станут только с июля 2015 года. В зависимости от трассы и времени для легкового автомобиля цена пока что колеблется от 30 до 100 рублей за проезд по всему участку.