Туризм должен стать вторым после аграрного сектором экономики Алтайского края по экономической эффективности.
Эти слова рефреном звучали на состоявшемся очередном заседании Алтайской региональной ассоциации туризма, в рамках которого прошел круглый стол "Региональная программа развития туризма как инструмент решения обострившейся ситуации в отрасли". В работе круглого стола, помимо членов Ассоциации, приняли участие представители комитетов Администрации края, Краевого законодательного собрания, а также смежных с туризмом отраслей экономики.
Перед собравшимися стояла задача дать реальные рекомендации для внесения их в программу развития туризма в Алтайском крае на данный момент. Однако, некоторые вопросы можно регулировать только на уровне федеральной законодательной власти. Потребность в таких действиях есть, поскольку туризм должен стать прибыльной сферой экономики, направленной на предоставление услуг населению, а для этого требуются финансовые вливания в эту отрасль.
Инфраструктура туризма в Алтайском крае такова, что ее функционирование идет не в пользу края: на нашем рынке доминируют агенты крупных московских, санкт-петербургских, новосибирских компаний.
Невыполнимым для турагентств и туроператорской деятельности (прием иностранных и российских туристов на Алтай) будет рассматриваемый в Госдуме проект Закона о регулировании туристической деятельности в России. В проекте заложен механизм финансовых гарантий, которые будут давать турфирмы своим клиентам, - размер обозначен в 20 тысяч долларов. По словам президента АРАТ Елены Шушаковой, необходимость предоставления такой суммы уничтожит мелкие турагентства края на корню. Она выступила с предложением обратиться в комитет по финансам администрации края с просьбой выступить гарантом турфирм, чтобы покрыть финансовые риски, а также выработать механизм финансовой защиты.
Есть необходимость в целом проработать законодательную базу туристического бизнеса на Алтае. В последнее время растут объемы внутреннего туризма, но наряду с этим следует развивать и туризм внешний. Чтобы увеличить интерес к Алтайскому краю, нужно определить перспективные с точки зрения рекреации районы, разработать инфраструктуру, правила использования природных ресурсов, - есть потребность в инвестиционной политике, которая позволила бы привлекать капитал для решения региональных проблем. Незамедлительной проработки требует принятие постановления о предоставлении льготного налогообложения тем предприятиям, которые вкладывают деньги в строительство объектов туризма: через несколько лет они принесут прибыли несопоставимо больше взятых у них сейчас налогов.
Наряду с финансовой, инвестиционной, следует разрабатывать и кадровую политику. Сейчас в крае и Республике Алтай нет дефицита мест для отдыха, но есть проблема его качества, создания для него цивилизованных условий. Кроме Белокурихи, которая является санаторно-курортным центром, в крае нет туристической базы, где можно принять гостей высокого уровня. Большой поток образуют неорганизованные туристы, которые едут из близлежащих регионов: его следует упорядочить, поскольку культура потребления природных красот у отдыхающих очень низка.
Отдельную проблему представляет качество дорог. Их ремонт упирается в отсутствие финансов: для прокладки 1 км гравийной трассы требуется 1 млн. рублей. Также развития требует и связь, в том числе и высокотехнологичная (через интернет, мобильная и т.п.). Необходимо решить вопрос по созданию финансового института, который позволял бы оплачивать туристические услуги через интернет, а банковская структура должна выработать схему оплаты и по банковским карточкам, в том числе и международным.
О проведении брендовой политики Алтая рассказал помощник депутата Госдумы России Владимир Рыжкова Геннадий Шейда. Депутат В. Рыжков в столице продвигает бренд "Сибирский Давос", интерес к этому мероприятию растет, и на следующей конференции, которая состоится 14 февраля 2003 года в Белокурихе, планируется большое число российских и иностранных участников. Краевые средства массовой информации также должны включиться в брендовую политику и давать больше положительной, в какой-то степени рекламной информации об Алтайском крае. Как объекты туризма могут и должны рассматриваться и памятники археологии, истории и культуры, которых в крае огромное множество. Для продвижения привлекательного имиджа края планируется участие краевых турфирм в выставках "Алтайской Ярмарки" 16-18.04.02 "Человек. Экология. Здоровье-2002" и Медико-экологическом конгрессе "Природные и антропогенные предпосылки состояния здоровья населения", уже сейчас необходимо проводить активную подготовку к выставке в Москве, в ГосДуме в октябре и определить свою роль в праздновании 65-летия Алтайского края. Готовится к выпуску красочный и информативный туристический каталог обо всех видах маршрутов по Алтаю и обо всех фирмах, предоставляющих туристам свои услуги, а также при финансовой поддержке администрации края создается туристический портал.