США не смогут обойтись без российских ракетных двигателей
Сергей Валентинович, Америка заявила, что хочет заменить российские двигатели в 14 запланированных запусках ракет "Антарес". Что это значит для нас?
Сергей Савельев: На "Антаресе" используются ракетные двигатели НК-33, что называется, со склада: они были произведены в СССР в конце 60-х-начале 70-х годов и выкуплены американцами еще в 1990-е годы. Это старые двигатели, к тому же конструктивно доработанные американской компанией "Аэроджет", а не вновь произведенные российской промышленностью. Поэтому сокращение их использования, скорее всего, свидетельствует о желании американцев более тщательно подойти к проверке и выбраковке уже имеющихся у них на хранении НК-33.
О том, что это решение приведет к снижению объемов производства российской ракетной промышленности, речь не идет. Напротив, в настоящее время американская компания "Орбитал" - оператор ракеты "Антарес" - стоит перед проблемой поиска нового двигателя. И я не исключаю, что компания сделает выбор в пользу другого российского ракетного двигателя.
Какого?
Сергей Савельев: Скажу так - российского.
Участвуют ли в расследовании причин аварии американского "Антарес" наши специалисты? И когда можно ждать результатов?
Сергей Савельев: Насколько мне известно, представители компании "Кузнецов", которая является разработчиком двигателя НК-33, участвуют в анализе информации, связанной с аварией "Антареса". Еще раз подчеркну: американская компания "Орбитал" - коммерческая организация. Она имеет полное основание рассматривать вопрос об исключении ненадежного компонента ракеты и его замене. Что касается сроков расследования, то речь может идти о нескольких месяцах.
С американцами какие у нас проекты сегодня самые значимые?
Сергей Савельев: Главная работа с американскими партнерами, конечно же, по МКС. Потом идет поставка двигателей, уже не научный проект, а коммерческий. Один из важных международных проектов - "Спектр-РГ". Это международная орбитальная астрофизическая обсерватория, которая должна изучать Вселенную в гамма- и рентгеновском диапазоне. Наш главный иностранный партнер здесь - Германия: на борту космического аппарата планируются к использованию два телескопа - немецкий и российский. Но в нашем используются американские компоненты. Это очень серьезная вещь. Работа идет активно, и мы надеемся, что никаких препятствий не будет.
Санкции не повлияли?
Сергей Савельев: К счастью, нет. Более того, нет ни одного крупного действующего международного проекта с участием России, реализация которого оказалась бы под угрозой закрытия или приостановлена. Их специфика такова, что сменить партнера "на лету" практически невозможно. Почему? Серьезный ущерб от прекращения проекта понесут все участники.