Еда на вес золота: во сколько обойдется новогодний стол жителям Алтайского края
Новогодние праздники — традиционный образчик ежегодного сезона финансовой распущенности. Однако в этом году декабрьские затраты обойдутся дороже, чем в прошлом. Только на продовольственный арсенал жителям региона придется потратить на 15,4% больше, чем накануне прошлого Нового года. Такой показатель (индекс потребительских цен на продовольственные товары) фиксирует Алтайкрайстат на конец декабря 2014-го. Он превышает средний уровень инфляции в регионе на 4,2%. Месяц назад продовольственная инфляция в регионе перевалила за 12%. На тот момент мы опережали по поэтому показателю цены на продовольствие в других субъектах Сибирского федерального округа. Так, едва уступают Алтайскому краю по уровню продовольственной инфляции ближайшие соседи из Республики Алтай (12,5%). Следом идет Омская (12,41%) и Кемеровская области (12,49%). В Новосибирской области показатель вырос на 11,89%, на 11,74% — в Иркутской области. Меньше всего подорожали продукты с ноября прошлого года в Красноярском крае и Томской области — на 11,41% и 11,29% соответственно.
Сергей Бочаров, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики предпринимательства и маркетинга АлтГУ, не склонен объяснять продолжающийся интенсивный рост цен на продукты фактором сезонности. Продавцы традиционно пытаются эксплуатировать праздники, понимая, что некоторые товары будут приобретаться вне зависимости от цены. Елка, шампанское и мандарины — символы Нового года, с которыми трудно расставаться, несмотря на растущие цены.
Грядущие праздники увеличивают ажиотаж, а динамика спроса, соответственно, подталкивает цены. Но это не основная причина, почему жители края покупают продукты на 12% дороже, отмечает эксперт. Значительно подстегнули продовольственную инфляцию внешне-экономические причины — падение цен на нефть и ослабление рубля.
"В перспективе эти тенденции будут только нарастать. Нынешняя динамика, во-первых, вовсе не предновогодняя, а во вторых — не предельная. Цены будут только расти в будущем году, это очевидно. В сфере продовольствия регион еще как-то может поддерживать их уровень. Что до факторов производства, специализированной техники и оборудования — все это поставляется из-за рубежа", — комментирует эксперт.
Рост себестоимости продукции у всех производителей тянет за собой растущие цены закупок для торговых сетей. Последние в условиях падения рубля вынуждены приобретать продукты по завышенной стоимости у наших и зарубежных поставщиков и тоже накручивают ценник. Замыкает цепочку рядовой потребитель, который не доест или не допьет в новогоднюю ночь из-за дешевеющей нефти и дорожающей еды.
"Благодаря сохранившимся запасам на складах, цены выросли не так интенсивно. Но это только начало", — предостерегает эксперт. Нынешние показатели можно назвать существенно влияющими на уровень жизни населения, говорит Бочаров. "В контексте того, что другой статистический показатель — динамика реальных заработных плат в регионе — сократился за год на 0,4%, любой рост цен можно назвать значимым", — заключает профессор. Россиян, и так опережающих население других стран по доле затрат на еду в структуре расходов, отныне и вовсе не догнать.
Юлия Пономарева, директор департамента экономического развития Алтайской торгово-промышленной палаты, соглашается: к двукратному увеличению темпов роста цен на продовольствие привело наложение двух факторов — пресловутого запрета на импорт и сезонного, предновогоднего повышения.
По словам эксперта, цены на продукты в регионе, экономика которого традиционно связана с агропромышленным комплексом и пищевой промышленностью, растут наравне с другими регионами отчасти из-за импортозависимости производителей, отчасти — из-за их желании заработать. Они ощущают высокий спрос на свою продукцию в европейской части страны. Сыры, колбасы, намолоченное зерно отправляются за Урал. Там, по словам Пономаревой, продукцию покупают по более привлекательной для производителя цене.
Цена застолья
Больше всего планирующие вскоре совершить паломничество к полкам торговых центров заметят прибавление в цене на мясо, рыбу, фрукты, шоколад и один из символов Нового года — шампанское. Так, за шипучий напиток в этом году придется заплатить почти на 20% больше, чем в прошлом. При этом все алкогольные напитки подорожали на 17,22. На 15,55% — коньяк, а лидер роста — традиционно русский спиртной напиток. Водка станет недоступнее на 20,64%, чем в прошлом году.
К новогоднему застолью этого года на 4,55% дешевле жители края могут закупить овощи, судя по данным статистического органа. А вот фрукты в большинстве своем подорожали весьма значительно: покупка яблок будет стоить особенно дорого, этот фрукт прибавил в цене четверть своей прошлогодней стоимости. Бананы подорожали на 18,82%, а вот виноград, к примеру, стал дешевле почти на 2%. Цену на еще один знаковый компонент новогоднего стала — мандарины — статистический орган не фиксирует. Известно, что в целом фрукты и цитрусовые подорожали на 14,52%.
Полакомиться шоколадом в этом году можно на 15% дороже, кондитерские изделия обойдутся на 9,66% дороже. Мясные блюда в перечне новогодних яств также повысят свою себестоимость. Свинина для жителей Алтайского края подорожала на 19,4%, говядина — на 6,55%, фарш — на 11,64%. Диетическое мясо (куриные окорочка) прибавили 28,48%, почти на 20% дороже обойдется рыба. Новые поставщики мяса, комментирует Пономарева, диктуют свои условия, и цена неевропейского мяса оказалась для потребителя не ниже, а то и выше.