В 2015 году в колониях Алтайского края появятся специальные исправительные центры

В 2015 году в алтайских колониях появятся специальные исправительные центры, где постояльцев будут приучать к нормальной жизни на свободе

Гораздо больше станет осужденных, местоположение которых будут отслеживать с помощью электронных браслетов. И, возможно, алтайские исправительные учреждения перейдут на полное самообеспечение продуктами. Об этих и других переменах рассказал на прошедшей 22 декабря пресс-конференции начальник Управления ФСИН по Алтайскому краю Валерий Усачев.

Курс на хозрасчет

Иногда можно услышать такое мнение, что заключенные сидят за решеткой на всем готовом, ничего не делают и только проедают деньги налогоплательщиков. На самом деле, это не совсем так. Как отметил Валерий Николаевич, у пенитенциарной системы есть деревообрабатывающее, машиноремонтное, швейное производство, на которых задействованы 2200 человек, а годовой товарооборот составляет 497 млн руб. Например, швейники обшивают и самих осужденных, и служащих, да еще принимают заказы.

В 2014 году колонии Алтайского края одних только продуктов питания произвели на 180 млн руб.: подсолнечное масло, молоко, муку. С помощью своей техники, на своей земле садили пшеницу, картофель, морковь, свеклу, помидоры, огурцы, капусту, гречку. У колоний 600 голов крупного рогатого скота, в том числе свое молочное стадо, около 4 тыс. поросят. В принципе на 70 процентов система обеспечивает себя мясом, на 62 процента – молоком. Одним словом, на протяжении последних двух лет алтайские колонии уверенно идут к полному самообеспечению.

Социальный лифт к свободе

Одно из главных нововведений, которое ожидает алтайскую систему исполнения наказаний в 2015 году, - это создание исправительных центров. Аналогичные эксперименты проводятся сейчас и в других регионах. В Алтайском крае с этой целью выбрали колонию в Рубцовске. Эксперимент начнется 1 января.

Исправительный центр заметно отличается от обычной колонии. Это своего рода социальный лифт, о которых так много говорится в последнее время. Суть в том, что к заключенным будет более дифференцированное отношение, в зависимости от их поведения. Провинившихся, как и сегодня, будут помещать в штрафной изолятор. А вот у отличившихся, в хорошем смысле слова, появятся новые возможности. Те осужденные, которые будут работать, участвовать в общественной жизни колонии, не нарушать порядок, получат право содержаться в льготных условиях. Например, они смогут проживать в комнатах по 4-6 человек, а не в отряде на сто человек. Для них оборудованы тренажерные залы для занятий спортом, им разрешат смотреть больше телепередач.

Еще одна задача – максимально подготовить осужденных к выходу на свободу, помочь им восстановить социальные связи, трудоустроиться, найти жилье. Если ранее заключенный выходил за ворота колонии и с этого момента переставал интересовать пенитенциарную систему, поскольку дальше была не ее территория, то теперь необходимо сопровождать и поддерживать его. Потому что иначе многие просто не находят себя в жизни и возвращаются на прежний путь. Статистика свидетельствует, что 45 процентов постояльцев колоний попадают туда уже в третий раз, а то и в четвертый, и в пятый...

Новая система будет более затратной в плане персонала. Сегодня на 100 человек в местах лишения свободы приходится один начальник отряда. А в исправительном центре с двумя сотнями осужденных будут работать пять офицеров: начальник исправительного центра, социальные работники, психологи и инженеры по трудовой занятости.

Также с 1 января на базе Бийской детской воспитательной колонии заработает реабилитационный центр. Из краевого бюджета на эти цели выделили деньги, закупили оборудование. С ребятами уже сейчас работают психологи. Для развития психологической коррекции подростков создана сенсорная комната.

Упор делается на то, чтобы приучить детей к нормальной жизни в большом мире. Ведь пока в колониях подростки живут на всем готовом: для них готовят еду, стирают. У самих же у них не вырабатывается обычных для детей, растущих в семье, бытовых навыков. С 1 января все изменится. При желании они смогут сами готовить для себя пищу. Продуктами для этого их обеспечат. По Губернаторской программе в колонии установили стиральные машины, чтобы они учились самостоятельно поддерживать свою одежду в чистоте. Словом, ребят будут приучать к труду, к самообслуживанию.

Под электронным надзором

Также речь зашла об электронных браслетах для отслеживания местоположения осужденных, приговоренных судом к домашнему аресту, к ограничению свободы. Об этой технической новинке много говорилось полтора года назад.

Вопреки сложившемуся мнению, идея не забыта, браслеты продолжают использовать. Как раз на днях на Алтай поступило новое, более совершенное программное обеспечение под эти устройства. До Нового года его планируется установить во всех инспекциях. А с января на Алтай прибудут электронные браслеты нового качества, другой конструкции. Старые были очень дорогими, поэтому на некоторое время пришлось взять паузу в закупках.

По словам Валерия Усачёва, потребность в браслетах будет только расти. Потому что сейчас шире стали применять домашний арест. А без браслета проконтролировать соблюдение условий домашнего ареста проблематично. Старое программное обеспечение позволяло отслеживать местонахождение арестованных в Барнауле, но не в районах края, потому что хорошие электронные карты были только для Барнаула. А какой-нибудь поселок, та же Поспелиха, – это все лишь точка на карте. И не понятно, сидит арестованный дома или бродит где-то по поселку. С новым оборудованием таких проблем не будет.

В целом электронные браслеты планируется использовать при домашнем аресте, для приговоренных к ограничению свободы и постояльцев колоний-поселений. Сейчас такими устройствами обеспечены 90 человек, из низ 46 находятся под домашним арестом. Но потребность гораздо больше. Вскоре к ним прибавится еще 500 браслетов, до конца года – до двух тысяч.

Читайте полную версию на сайте