«Не я нашел политику, а она меня»: алтайский спикер Иван Лоор

Согласитесь, много влиятельных людей говорят про себя: "Я всего добился сам". И отчасти они правы: если не прилагать усилий, то даже самый большой стартовый капитал можно "разбазарить". Но абсолютно ли сам? Мама-папа за образование не платили? На теплое местечко не пристраивали? От армии не "отмазывали"? После таких вопросов ряды "самостоятельных" изрядно поредеют. Но все же останутся люди, которые, пройдя нелегкий путь, своим трудом и упорством достигли занимаемых вершин. Один из них — председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Иван Лоор. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с материалом, опубликованным изданием "Московский Комсомолец" на Алтае":

Детство. Отрочество. Юность

Иван Лоор родился в селе Обском Каменского района. С самого рождения ни о каких "земных благах" мечтать не приходилось. Отец — механизатор, мать — разнорабочая в совхозе. В семье было пятеро детей. Трудились все: родители — на работе, а дети — по хозяйству. Лоор вспоминает: "Отец работал сутками в поле, но свинью мы кормили не зерном, а крапивой и картофелем. Мне казалось, что самая ненасытная в мире хрюшка — это наша. Ела очень много, а если ее не накормить, начинала орать. Хотелось отдохнуть, но понимал, что сначала нужно выполнить свои обязанности".

С самого детства у Ивана пробудилась тяга к книгам. Он читал практически все свободное время. Читал и днем, а когда темнело, мальчик зажигал лучину и продолжал свое любимое занятие. К шестому классу он уже прочитал все книги для своего возраста, и библиотекарь, дабы не отбивать интерес у ребенка, давала ему книги для старшеклассников.

Окончив школу, юноша поступил в Каменский техникум. Но пришла повестка в армию, и Иван без раздумий отправился отдавать свой воинский долг. Лоор рассказывает: "Когда я пошел служить, у меня не было четкой жизненной цели. Просто, так же как и сверстники, знал, что это нужно. Мне очень нравилась служба в армии. Предложили возглавить комсомольскую организацию отдельного разведбата. Вы понимаете, что значит "предложили" в армии, — добавив при этом, что приказы не обсуждаются. Именно в это время понял, что единственный способ не нарваться на неприятности — это ответственное выполнение поручений".

Через несколько месяцев приехал проверяющий из дивизии и сделал вывод, что комсомольская работа в батальоне поставлена лучше, чем у других. И Иван стал одним из немногих "срочников", кому выпала возможность отучиться в партийной школе дивизии. За ответственное отношение к своим обязанностям он получил несколько поощрений, в том числе и почетную грамоту командующего округом. Собеседник смеется: "За два года службы у меня поощрений больше, чем за 25 лет работы в сельском хозяйстве".

Судьбоносный выбор

Ивану предложили поступить в военное училище и остаться служить в армии, но крестьянские гены взяли свое. Он четко определил свою цель — работать агрономом в сельском хозяйстве. И ни разу в жизни ему не пришлось жалеть об этом выборе.

Обычно человек сначала учится, а потом проходит практику. У будущего председателя АКЗС вышло наоборот. После армии он год проработал на гусеничном тракторе в совхозе и только затем отучился по специальности агронома-организатора, окончив техникум с красным дипломом.

Проработав всего неделю по профессии, молодой специалист получает назначение управляющим отделением совхоза в своем родном селе. Лоор рассуждает: "Если бы это произошло сегодня, то не согласился бы ни за что! Мне было всего 23 года, за плечами неделя опыта агрономом и год сержантской школы в армии. Принимал отделение совхоза, в котором 2 000 голов крупного рогатого скота, из которых около 700 — дойное стадо. На 13 сентября (в этот день я вступил в должность) почти половина зерновых не была убрана, корма не заготовлены даже наполовину и не отремонтировано ни одно из десяти животноводческих помещений, а вы понимаете, что в это время года дойное стадо уже должно стоять в коровниках. В такой ситуации я не побоялся и взял на себя ответственность за хозяйство".

Новоявленный управляющий начал с наведения дисциплины. Первым делом он организовал бригаду по заготовке леса в пойме реки и запустил пилораму. В итоге все подготовили и поставили в животноводческие помещения до снега. "Через полтора года мы вышли на второе место по показателям в совхозе. На этапе становления меня очень сильно поддержали ветераны", — резюмирует Иван Иванович.

В 30 лет он возглавил крупнейший совхоз "Плотниковский", территория которого немногим уступает площади Сингапура. Это было непростое время. В соседних хозяйствах начали увеличивать в два-три раза заработную плату. Но Лоор понимал, что это в конечном итоге приведет к краху. Он рассказывает об этом этапе: "У нас начались волнения, чтобы тоже повысить заработную плату. Если бы я не собирался работать и родился не здесь, то, может быть, и поддался бы на уговоры. Не стал увеличивать. Когда встал вопрос вынести это на голосование на совете трудового коллектива, понял, что меня поддержит только заместитель. Пришлось применить педагогический прием. Говорю: "Хорошо, поставлю вопрос на голосование при одном условии: решение правления подпишу не только я, но и каждый из вас. Все спросили: почему? А потому, что, когда через полгода касса опустеет и выдавать будет нечего, я всех отправлю к вам и копию этого решения размножу и размещу перед кассой. Я буду против. И люди будут знать, кто участник развала хозяйства и кому предъявлять претензии. В итоге только один человек меня не поддержал".

Иван Иванович оказался прав. Сначала развалился ремзавод в городе. Вместо того чтобы вкладывать деньги в модернизацию и перестраивать производство, люди получали большую зарплату и накупали товары ширпотреба. Затем обанкротились соседние совхозы. Причина та же — многократное увеличение зарплаты при неизменной производительности труда. "Только после этого люди поняли, что я просчитал ситуацию на несколько лет вперед", — подытоживает Лоор.

Демократия или телевизор?

С тех пор ему еще не раз пришлось прибегать к хитрости для всеобщего блага. Так, каждому депутату сельского совета полагалось лично работать на округе. Лоор рассказывает: "Мне досталась недавно отстроенная улица. Перекопана напрочь: грязища непролазная — на тракторе не проедешь! Освещения нет, усадьбы замусорены, нет нормальных заборов. И мы в субботу с председателем сельского совета посетили каждый дом. Объясняем: порядок на улице надо бы навести, домишко побелить, ограда не для того, чтобы свалка мусора там была. Так обошли всех. Одна не утерпела: "А что вы мне сделаете, если я не уберу?" Отвечаю: "Сельский совет пригласит на комиссию. А я позову районные телевидение, газету, и пусть весь район знает о вашей свалке. А в школе я вывешу списки самых грязных усадеб". — "А материал на забор?" — "Дам, но не бесплатно". — "А краску? Еще саженцы надо". — "Привезу, но не даром". — "Улица разбитая, а мы тут будем в ограде убирать". — "Вот это правильно. Давайте так: дорога, уличное освещение и доставка материалов за мной, а все остальное за вами". И жители, и я свои обязательства выполнили. До сих пор это одна из наиболее красивых улиц. Когда мимо проезжаю, всегда горжусь. Живут те же люди, но место изменилось кардинально", — резюмирует Иван Лоор.

Был и другой случай. Иван Иванович вспоминает: "Когда надо было выдвигать кандидата в районный совет, была проблема реконструкции линии электропередачи внутри села. Сечение провода, которое было рассчитано на нагрузку где-то в конце 60-х, не соответствовало потребностям населения на текущий момент. Ведь люди приобрели холодильники, телевизоры, стиральные машины, расширялось производство. Если идти по "официальному" пути — заказывать проект, включать в график и так далее, — то ждать нужно очень долго. Мне позвонили из района с предложением — выдвинуть начальника РЭС депутатом райсовета от нас. В это время на этом же округе баллотируется один из местных педагогов. Я понимаю: если наш кандидат не выиграет выборы, то сидеть селу без света. Приглашаю к себе самых авторитетных женщин. Главный инженер объяснил им техническую сторону ситуации и что нужно сделать. А я добавил, что поддержать нужно начальника РЭС. Если он не станет депутатом, то демократии будет много, но телевизор показывать не будет. Потом смотрю итоги выборов: около 80% за нашу кандидатуру. А мы затем реконструкцию линий электропередачи провели по всему хозяйству".

После 10 лет работы в совхозе Лоор был избран депутатом АКЗС. Он так рассказал о своем первом знакомстве с избирательной кампанией: "Не я нашел политику, а она меня нашла. Никогда и не планировал быть депутатом краевого парламента. В 1996 году уговорили, чтобы я выдвинул свою кандидатуру. Долго не соглашался, но потом мне сказали: "Если ты не пойдешь, дадут такого кандидата, что мало не покажется. Будете расхлебывать потом, а мы будем говорить, что ты мог, а не пошел". Вот я и выдвинулся. Тогда еще не знали про черные технологии. У меня не было никаких листовок и прочей агитационной макулатуры. Просто встретился с руководителями районов, коллективами Крутихинского, Баевского и Каменского районов и объяснил им, что планирую выдвигать кандидатуру при условии их поддержки в Краевое заксобрание. Так я стал депутатом".

В этом же году состоялись выборы главы администрации края. Победивший Александр Суриков предложил Лоору стать советником по сельскому хозяйству. Через четыре года он — уже первый заместитель начальника главного управления сельского хозяйства региона. Председатель АКЗС хорошо помнит приход Михаила Евдокимова к власти: "Все пророчили, что меня уберут в тот же день. Вместо этого я вступил в должность начальника ГУ сельского хозяйства и проработал до 2008 года. Затем от Александра Богдановича (Карлина. — "МК".) поступило предложение в составе списка "Единой России" идти на выборы в Заксобрание".

Подводя промежуточный итог своей работы в госаппарате, Лоор выделил несколько принципов, которых он придерживался на всем пути: "Никогда не ограничивался рамками должностного регламента, а рабочий день не составлял меньше 10 часов, у меня никогда не было выходного дня в субботу. Всегда старался выезжать непосредственно в районы, изучать ситуацию, знакомиться с руководителями, общаться с людьми. И, когда приходил на работу раньше семи утра и меня уже ждали люди с района, я вспоминал фильм "Комсомольск". Там в одном из эпизодов приехал новый директор стройки. Они с секретарем парткома обходили стройку. Когда все обошли, директор ему задает вопрос: "Мы обошли всю стройку, а к вам не подошел ни один человек. Почему?" — "Я считаю, от ясности партийных вопросов". — "А я думаю, потому что вы абсолютно не знаете проблемы людей, и не желаете знать, поэтому они к вам и не тянутся".

"Если к тебе не приходят люди, значит, ты никому не нужен и просто отбываешь свое время" — эта ключевая фраза и есть тот показатель, которым руководствуется председатель АКЗС. По признанию политика, он не ставит себе цели подняться на ступень выше, намного важнее сделать максимум возможного в том месте, где ты находишься и где тебе доверили. Может быть, в этом и кроется секрет успеха?

Читайте полную версию на сайте