Производители обуви просят кабмин запретить вывоз шкур и кожи
За последний месяц резко вырос вывоз из страны необработанных шкур. В результате предприятия, занимающиеся обработкой кожи и производством обуви и других кожаных изделий, ощутили острый дефицит сырья. Об этом говорится в обращении, направленном Российским союзом кожевенников и обувщиков в правительство РФ (копии документов есть у редакции). Как пишут "Известия", представители отрасли опасаются, что если запрет не будет введен в течение 1–2 месяцев, отечественные производители будут вынуждены сократить производство или даже уйти с рынка.
— По нашим подсчетам, из 170 тыс. т необработанной кожи, которые заготавливаются в России, вывозится 40 тыс. т. А сейчас и эти 130 т, которые оставались у нас, стали стремительно утекать. За рубли, видимо, наши сырьевые перекупщики не хотят продавать, — говорит Александра Андрунакиевич, гендиректор Российского союза кожевенников и обувщиков. По ее словам, внутренние цены на шкуры подскочили с 65 до 100 рублей за 1 кг (доллар в 2014 году укрепился к рублю примерно на 60%).
По словам представителей компании "Минора", занимающейся скупкой и продажей шкур, действительно сейчас стало выгодней продавать необработанные шкуры за границу, поскольку цены начинаются от €2,20 за 1 кг, в то время в России даже после индексации закупочная цена составляет всего 80–100 рублей.
Как сказал "Известиям" Виктор Евтухов, замминистра промышленности и торговли, из-за падения рубля вывоз сырых шкур стал сверхприбыльным делом.
— В результате часть производителей уже работает на минимальной загрузке (30%), а несколько обрабатывающих кожу предприятий (в Кабардино-Балкарии, Воронежской области) временно приостановили работу из-за недостатка сырья. Остановить вывоз сырых шкур в условиях ВТО можно введением временного запрета на экспорт, — уверен замминистра; в октябре уже вступил в силу временный запрет на вывоз полуфабрикатов из кожи, который будет действовать до марта. — До введения запрета около 30 тыс. т полуфабриката вывозилось из страны, оставляя кожевенные предприятия без сырья (каким является полуфабрикат), а обувные предприятия — без готовой кожи.
По словам Андрунакиевич, уже введенный запрет немного снял напряжение в отрасли, переработка кожи выросла, но из-за укрепления доллара подскочил экспорт необработанных шкур, которые можно беспрепятственно вывозить. Как отметил Евтухов, Минпромторг уже подготовил проект постановления правительства, который предусматривает запрет на вывоз шкур в пределах России, сейчас документ находится на межведомственном согласовании. Андрунакиевич рассказала, что на последнем заседании в аппарате правительства по этому вопросу инициативу поддержали все ключевые министерства (Минпромторг, Министерство экономического развития), за исключением Министерства сельского хозяйства.
— На последнем совещании Минсельхоз вдруг возразил. Несмотря на то что шкуры для них — только отходы, они почему-то решили, что если введут запрет, это как-то повредит сельхозпроизводителям. Видимо, здесь лоббируются интересы крупных перекупщиков, которые концентрируют у себя большие партии сырья, — сообщила она. — Шкура составляет порядка 5% от веса животного и не оказывает существенного влияния не доходность сельхозпроизводителей, так как они реализуют животных "в живом весе" на мясо, а не шкуры. Доходность производителей говядины зависит от спроса на говядину и цен на нее.
В Минсельхозе отказались от комментария, сославшись на то, что вопрос находится в ведении Минпромторга.
По мнению президента Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром) Андрея Разбродина, чтобы решить вопрос, следует учесть интересы сельхозпроизводителей.
— Наряду с запретами надо оказывать им дополнительную поддержку, если они сотрудничают с отечественной кожевенной индустрией. В этом и состоит госрегулирование, без которого отрасль не сможет преодолеть трудности, — говорит он. — Без протекционистских мер из-за валютной нестабильности отток сырья из России может в ближайшее время достичь критического размера. Уже сейчас многим отечественным производителям не по карману закупать импортное сырье, а если не будет ограничен вывоз сырья, то отечественная отрасль может столкнуться с тем, что иностранные поставщики поднимут цены на свои заготовки и окончательно выбьют с рынка российских конкурентов. Если не остановить вывоз сырья, то о слове "импортозамещение" придется просто забыть.
При этом нередко шкуры нелегально уходят через Казахстан.
— Как говорят наши коллеги, казахстанские кожевенники, сырье вывозится оттуда нелегально в Киргизию и дальше уходит в Китай. В таможенной статистике значительный рост экспорта не отражается, а предприятия вынуждены закрываться из-за нехватки сырья, — говорит Андрунакиевич.
Все участники рынка жалуются на проблемы с сырьем. Так, как отметила Нелли Мякунова, генеральный директор ЗАО "Хлор", занимающегося обработкой кожи, сейчас им удается закупать менее половины необходимого сырья.
— Пока мы еще держимся на старых запасах, но если не будут приняты запретительные меры, мы не сможем закупить достаточно сырья за зиму (в это время идет основной забой скота) и к апрелю нам придется сокращать загрузку мощностей до 40%, — сообщила она. — У нас сейчас мощности загружены на 100%. Производится 1 тыс. т кож в месяц, при такой загрузке нам необходимо по плану докупать по 700 т, но реально в последнее время удается находить порядка 200 т на рынке.
С трудностями столкнулся и Юрий Литвинов, гендиректор ЗАО "Русская кожа".
— В последнее время цены растут, а шкур на рынке становится всё меньше. Очевидно, что их вывозят за границу, — отметил он. — Нужно вводить запрет на вывоз шкур, чтобы защитить отечественную отрасль. Это общепринятая в мире практика. Запрет на вывоз шкур и полуфабрикатов действует даже в Индии и Аргентине, притом что эти страны являются основными поставщиками готовой кожи (кожа проходит четыре стадии перед тем, как попасть в швейный цех: сначала это сырые шкуры, потом идет первичная обработка — шкуры засаливаются. Так получается полуфабрикат; это наиболее простые стадии, далее кожа уже проходит специальную обработку в цехах — дубление, отжим, покраска и т.п. — "Известия").
Не лучше ситуация у производителей обуви. Как сообщили в петербургской обувной компании Franko, проблемы с сырьем начались с конца ноября.
— Производители не могут закупать кожу, в результате цена растет, а сырья не хватает. Нам уже пришло письмо, в котором поставщики уведомляли, что цена увеличивается на 15% и при этом сырьё не могут заготовить в ранее оговоренном объеме, — рассказали в компании.
По словам обувщиков, поставки сырья снизились на 30%, поэтому им пришлось на треть сокращать и производство обуви.
— Мы планировали увеличить долю российских материалов, но у наших заводов не хватает сырья, поэтому мы вынуждены 50% кожи заказывать из Южной Кореи, — рассказывает генеральный директор челябинского производителя обуви "Юничел" Юрий Денисенко. По оценке опрошенных обувных фабрик, цена на обработанную кожу уже выросла с 12 до 18 рублей за 1 кв. дм. При этом импортная кожа дороже на 20–30%, поэтому заказывать ее большинство отечественных производителей не могут. По данным Союзлегпрома, сейчас доля отечественной обуви на рынке составляет порядка 20%.