В Госдуме предлагают ограничить звуковую рекламу
Депутаты думской фракции ЛДПР подготовили законопроект, вносящий изменения в федеральный закон "О рекламе", в соответствии с которым использование звуковой рекламы в магазинах, торговых и культурно-развлекательных центрах будет ограничено. По мнению парламентариев, поскольку эти заведения являются местами массового скопления людей, должны быть приняты определенные меры по обеспечению комфорта граждан. Законопроект был подготовлен заместителем председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Владимиром Семеновым, депутатами Дмитрием Литвинцевым и Кириллом Черкасовым.
Как указано в пояснительной записке, федеральный закон "О рекламе" содержит специальные нормы об особенностях распространения рекламы на телевидении, радио и в печатных изданиях, однако аналогичные нормы отсутствуют для рекламы в торгово-развлекательных комплексах. Аудиореклама, которая транслируется с использованием громкоговорителей, репродукторов и других звукоусиливающих устройств, по мнению законодателей, негативно влияет на здоровье граждан, поскольку уровень шума превышает допустимые значения, пишут "Известия".
Авторы законопроекта отмечают, что реклама транслируется так, чтобы ее было слышно на фоне остальных источников шума, поэтому звук делают максимально громким, а это создает дискомфорт для граждан, мешает разговаривать по телефону или сосредоточиться на покупках и развлечениях. Дополнительным и существенным раздражающим фактором является отсутствие выбора — возможности выключить или сделать рекламу тише, как во время просмотра телевизора или прослушивания радио. В результате, хочет покупатель или нет, он является слушателем рекламы, и единственным выходом для не желающих знакомиться с рекламной информацией остается уход из помещения.
Законодатели предлагают ограничить максимальную продолжительность непрерывного звучания рекламы в течение часа, как это сделано в отношении телевидения или радио. Так, продолжительность звуковой рекламы, согласно законопроекту, — не более 15% времени в течение часа, при этом ее длительность не может превышать 4 минут. Что касается громкости, то она будет определяться на основании методики, утвержденной Федеральной антимонопольной службой и разработанной на основе стандартов в области нормирования звуковых сигналов в теле- и радиовещании.
Кроме того, предлагается установить запрет на использование звуковой рекламы в объявленные на территории Российской Федерации дни траура.
Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Семенов рассказал "Известиям", что сейчас не существует никаких ограничений рекламы в торговых сетях и посетитель становится заложником маркетологов.
— В наших торговых сетях стало очень популярно транслировать звуковую рекламу. Она идет громко, беспрерывно и совершенно ничем не регламентируется, поскольку это не является СМИ. Но если мы возьмем пропускную способность этих торговых центров, то транслируется реклама на миллионы человек и от нее невозможно скрыться. Если человеку не нравится реклама на телевидении, он переключает канал, а тут ничего поделать невозможно. К тому же далеко не всегда это реклама товаров, которые продаются в том или ином торговом центре, — это может быть реклама банков, страховых компаний или строительных фирм, — отметил Владимир Семенов.
Парламентарий убежден, что с принятием предлагаемых норм будут решены сразу несколько проблем, включая не только нормализацию звукового фона, но и экономию средств при посещении магазинов.
— Даже телевизионная или радиореклама лимитирована по интенсивности, по уровню громкости по отношению к трансляции, а здесь нет никаких лимитов. А ведь чаще всего люди приходят в торговые центры в выходные с семьями, чтобы отдохнуть и в спокойной обстановке приобрести товары. Но нет, раз зашел, так будь любезен слушать. К тому же мы знаем, что есть специальная методика раскладки товара в супермаркетах для более выгодной продажи, а тут еще беспрерывно тебе сообщают, что ты должен обязательно купить. Нужно понимать, что это слушают еще и дети, — заявил депутат.
Соавтор законопроекта, депутат Государственной думы Дмитрий Литвинцев отметил, что ни в одной стране нет такой психологически удручающей ситуации, как в российских супермаркетах. Депутат привел пример стран Европы, в которых звуковая реклама или просто отсутствует, или тем, кто хочет ее послушать, выдаются специальные наушники.
— В европейских странах я нигде этого не видел и не слышал, чтобы вот так орала реклама и ты через полчаса хождения по торговому центру сходил с ума. Ее же просто так там нет, ее нет для удобства людей. У нас же это всё перенасыщенно. Я считаю, что вполне хватает рекламы на билбордах, на различных флаерах и на стендах в самих магазинах, — уверен парламентарий.
Дмитрий Литвинцев подчеркнул, что это вопрос не только удобства, но и безопасности, поскольку человек быстро устает от шума и перестает должным образом реагировать на нужную информацию. В результате уже непросто привлечь его внимание к вещам действительно важным.
— Это недопустимо, потому что человек перестает воспринимать информацию, которая является необходимой для соблюдения мер предосторожности или безопасности. Таким образом, полезная информация становится невоспринимаемой. Это легко проверить — спросите у любого посетителя при выходе из торгового центра об информации, которую он слышал. Вам ничего не ответят. А это может стоить сотен жизней, — подчеркнул депутат.
Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин поддержал депутатскую инициативу и отметил, что музыкальное и рекламное сопровождение из-за нерегламентированного навязчивого использования создает фон, который негативно влияет на психологическое состояние покупателей.
— Действительно, предложенная депутатами инициатива правильна, потому что маркетологи издевательски относятся к потребителю. Я понимаю, что реклама и музыка, которые звучат в супермаркетах по кругу, очень важны. Но есть даже такой способ пытки, когда включают громко музыку и прокручивают ее без остановки. Вот в магазинах практически то же самое. Другое дело, что надо больше обращать внимание и на иные, зачастую более крупные проблемы, с которыми сейчас приходиться сталкиваться потребителю, — рассказал Алексей Егармин.
— В первую очередь мы заинтересованы в создании комфортных условий для наших покупателей, — подчеркнул начальник управления по связям с общественностью Х5 Retail Group Владимир Русанов, — поэтому любой дискомфорт мы стараемся устранить. В то же время покупатель должен быть информирован о товарах, представленных в наших магазинах. И не стоит забывать, что это торговая точка — ведь на ярмарках тоже есть зазывалы и в этом никто ничего плохого не видит. Что касается инициативы, предложенной депутатами, то ее нужно обсуждать, но не забывать руководствоваться здравым смыслом.