Когда заработает «Барнаульский кремль»: о непростой судьбе демидовского медесереброплавильного завода

Комплекс демидовского завода может считаться ровесником Барнаула. Если официальной датой рождения поселения с названием "Барнаул" принято считать 1730 год, то демидовский завод начали строить в 1739 году. Небольшой поселок, начинавшийся сразу за оградой завода (сегодня там парк Центрального района), к 1771 году разросся до крупного торгового и промышленного центра, что послужило основанием предоставить ему официальный статус города.

От меди до госпиталя и спичек

То, что дошло до нашего времени, - уникально, - рассказывает Вадим Бородаев, научный сотрудник лаборатории исторического краеведения педагогического университета. – Нигде в России больше нет сохранившегося заводского комплекса XVIII – первой половины XIX века. При всей обветшалости, с точки зрения создания музея эти сооружения имеют большой потенциал, так как даже на кирпичах есть клейма мастеров…

Зачем здесь вообще нужно было открывать завод, чтобы возить из верховий Алея (путь неблизкий) медную руду для выплавки металла в этом неприметном поселке? Все очень просто: в те времена в качестве топлива использовался древесный уголь, изготавливаемый из обычных дров по специальной технологии. Лесов в Колывани (где и добывали руду) практически нет, а завозить дрова из ближайшего бора более накладно, чем транспортировать руду. Так и нашли место у опушки леса (лес тогда простирался примерно до сегодняшней улицы Молодежная), в том самом месте, где Барнаулка впадает в Обь. Приток главной сибирской реки перегородили плотиной, что позволило установить водоналивные колеса, которые, вращая валы, поднимали и опускали меха в медеплавильных печах.

В 1746 году, после того как в России научились выплавлять из полиметаллических руд серебро медеплавильные печи были заменены сереброплавильными.

К тому времени, как комплекс завода сформировался окончательно, в нем было задействовано 9 зданий, главное из которых - Первая Сереброплавильная фабрика (1810-е). По тем временам настоящий индустриальный дворец с фасадом в римском стиле, уникальным для своего времени оснащением и беспрецедентными объемами производства: 450 пудов серебра в год (примерно 7 370 кг)!

Плавка на Барнаульском сереброплавильном заводе прекратилась в 1893 году. Тридцатью двумя годами ранее в стране отменили крепостное право и производство стало малорентабельным. В 1894 г. на территории предприятия открыли лесозавод, который поначалу использовал в качестве источника механической энергии все те же валы, приводимые в движение водой из городского пруда.

В начале 1915 г., в одном из корпусов открылся госпиталь для раненых воинов Первой мировой войны. Врачебно-продовольственный пункт действовал под патронатом Алтайского дамского комитета до конца 1915 г., за это время через него прошло 3 659 больных и раненых солдат.

В 1928 году очередное наводнение размыло плотину, которую на этот раз решили не восстанавливать, поэтому городской пруд исчез. Это было уже советское время механизации и электрификации, когда водяные мельницы были никому не нужны. В 1942 году на базе лесозавода заработала эвакуированная из белорусского города Гомеля спичечная фабрика, просуществовавшая до начала 1990 годов.

Часть помещений "послеспичечного" периода были отремонтированы и использовались как офисные, а в самом крупном корпусе действует спортивный зал, позволяющий играть в волейбол, баскетбол и даже мини-футбол.

Сколько раз менялся собственник?

В 1748 году демидовские заводы перешли под управление ее императорского величества Елизаветы Петровны. Сам Акинфий Демидов скончался тремя годами раньше, а наследники не смогли найти общего языка. Императрица забрала себе также тульские и уральские предприятия Демидова, так и не выплатив его отпрыскам ни копейки, под предлогом того, что он, дескать, сам был должником двора.

После революции все предприятия страны были национализированы, поэтому до самой приватизации вопрос о собственности не стоял. После того, как в ходе одного из пожаров на рубеже веков была разморожена система отопления на предприятии – производство спичек так и не было возобновлено. 

В 2000 году заводской комплекс приобрели с торгов (примерно за 4 млн. руб) собственники "Алтайкровли", заявив о возобновлении производства спичек. Никаких спичек там, правда, больше не производили. Равно как и ремонтных работ. Что, впрочем, не помешало в 2006 году перепродать территорию с историческими постройками предпринимателю Григорию Гаврилову (ООО "Алтайград") уже почти за 100 миллионов рублей. Последний проанонсировал реставрационные работы, которым не суждено было завершиться: после очередного кризиса весь комплекс собственности "Алтайград" перешел к агрохолдингу "Изумрудная страна". 

Новый собственник не стал разрывать договор авторского надзора за строительством (ремонтными, реставрационными работами) с архитектором Александром Дерингом и работы эти велись до того времени, пока и у "Изумрудной страны" не начались сложные времена. В этот период холдингу пришлось ограничиться консервационными работами.

Объекты недвижимости бывшей Барнаульской спичечной фабрики, включая и строения бывшего сереброплавильного завода, в настоящее время находятся в залоге ОАО "Россельхозбанк". Помимо собственно исторической части сереброплавильного завода, территория "Спички" включает в себя участки, на которые не распространяется обременение, связанное с содержанием объекта исторического наследия. В начале года эта неисторическая часть площадью 0,37 га в собственности была выставлена на продажу, что стало поводом для очередной порции истеричных визгов некоторых, не особо разобравшихся в предмете СМИ о том, что кто-то продает "сердце Барнаула", хотя должен бы передать его городу в дар. Притом, что действующее законодательство не позволяет отдавать в дар находящееся в залоге имущество третьим лицам… Если быть более точным, то речь идет о здании гаража и земельном участок по ул. Ползунова, 43 (кадастровый номер 22:63:050260:13, площадью 3695 кв.м), который является смежным по отношению к земельному участку бывшей Барнаульской спичечной фабрики (кадастровый номер 22:63:050260:12, площадью 75325 кв.м). Примечательно, что в 2008 году компания "Алтайград" обращалась за выдачей градостроительного плана земельного участка для строительства гостиничного комплекса с многоуровневой автостоянкой и торгово-развлекательным центром (ГД №263), но получила отказ.

Архитектура

К 30-м годам ХIХ века на территории медеплавильного завода был сформирован крупный архитектурно-градостроительный ансамбль, который производил довольно сильное впечатление на современников, в том числе благодаря архитектурным особенностям. Композиция ансамбля строилась на двух взаимноперпендикулярных осях: продольной, образуемой прудом и каналом, и поперечной – дорогой по гребню плотины. Канал разделял территорию завода на две почти равные части. На левой располагались Первая плавильная фабрика, корпус горных инженеров, канцелярия, инструментальный магазин, кузница; на правой – Вторая плавильная фабрика и важня (весовая для руды). Площадь завода превышала 17 гектаров. Планировка заводской площади сохранилась без изменений до нашего времени.

Важня – одно из первых зданий на территории завода, выполненное в кирпиче, является характерным примером арочных конструкций в промышленном строительстве. Ее размеры в плане 10 х 24 м, высота до карниза – 7,7 м. Конструктивная основа здания – кирпичные столбы с основаниями 1,1 х 1,1 м; на них опирались мощные полуциркульные арки, несущие кирпичную кладку. Крупный масштаб арок и столбов, их равномерный ритм создавали образ монументального архитектурного сооружения. Базы кирпичных пилястр были облицованы чугунными плитами, своды арок украшали декоративные замковые камни.

Самым древним из сооружений завода является плотина. Она возведена в 1739 г. Документы рассказывают о ее первоначальных размерах: "длина ее через речку от края до края 25 сажен, ширина ее по дну с нижнего первого уступа 25 сажен, а по верху от последнего 12 сажен с полуаршином". По всей видимости, если речь идет о строительстве, здесь применено значение так называемой кладочной сажени, равной 159,7 см (а были еще косая, городовая, казенная и много других видов саженей), что позволяет представить реальные размеры в более понятных современному человеку единицах. До наших дней после двух крупных наводнений сохранилась часть этой стенки, на кирпичах обнаружены клейма.

Выдающимся памятником русской промышленной архитектуры первой половины ХIХ в. является здание Первой плавильной фабрики. К 30-м годам XIX века оно было перестроено в каменном исполнении, что позволило ему сохраниться до наших дней. Здание представляло собой прямоугольный двухпролетный объем длиной 142 м, высота одноэтажной части – 5 м, двухэтажной – 7,8 м. Протяженный главный фасад по оси симметрии расчленен на главенствующий объем и четыре дополнительных. Центральная и боковые двухэтажные части фасада украшены стойками колоннады тосканского ордера. Главный и боковые арочные входы подчеркнуты пилястрами, антаблементом и фронтонами. Стена главного фасада была обработана крупным рустом, а верхние арочные световые проемы основного цеха придавали всему зданию еще большую стройность. С 1897 г. здание многократно достраивалось. В настоящее время только правое его крыло сохраняет в определенной мере первоначальный вид.

Строительство здания Второй плавильной фабрики началось 21 августа 1760 г. Деревянный корпус прослужил только 18 лет. Уже в 1779 г. он был перестроен, но опять в деревянном исполнении. В октябре 1808 г. Вторая плавильная фабрика сгорела. К 1811 г. было построено новое здание Второй плавильной фабрики. Основной производственный цех в объемной композиции повторял сгоревший деревянный корпус. Однако в результате неравномерной осадки фундаментов массивные (толщиной более 1 м) стены дали трещину.

Следует отметить, что основным строительным материалом того времени было дерево – сосна, пихта, лиственница. В производственных зданиях преобладали стоечно-каркасные конструкции. Административные, общественные и жилые постройки рубились из бревен. Кирпичные постройки в первой половине ХVIII в. считались редкостью. Период с 1817 по 1829 г. был самым замечательным по размаху строительных мероприятий в Барнауле. Он совпал по времени с расцветом русской классицистической школы в архитектуре после победоносного окончания Отечественной войны 1812 г. В эти годы заводом управлял П.К. Фролов – талантливый изобретатель, способствовавший развитию отечественной промышленности в Сибири. В его тридцатилетнее правление довольно высоко поднялась производительность заводов, до этого пришедших в жалкое состояние. В 1838-1839 гг. стены Второй плавильной фабрики были реставрированы.

Сохранившаяся часть здания бывшей Второй плавильной фабрики является ценным памятником русской промышленной архитектуры первой половины ХIХ в.

Сегодня / завтра

Сегодня комплекс сооружений бывшего сереброплавильного завода состоит из 7 объектов: главный производственный корпус, производственный корпус, здание конторы, дом горных офицеров, здание склада (обжигальная фабрика), рудоприемная контора (важня), фрагменты плотины с кирпичной стеной. Перечисленные строения входят в состав объекта культурного наследия федерального значения.

Также существует два основных проекта реставрации и дальнейшего использования зданий сереброплавильного завода. Ведь неразумно вкладывать серьезные средства в реставрацию того, что нельзя будет использовать. В рамках проекта концепции туркластера "Барнаул-горнозаводской город" уже выделены первые средства на обустройство сливов, водостоков и иных коммуникаций. Сама концепция разработана в Институте архитектуры и дизайна (ИнАрхДиз) АлтГТУ. Руководство научным коллективом, в состав которого вошло 23 человека студентов-выпускников и преподавателей вуза, взяли на себя директор ИнАрхДиз Сергей Поморов и главный архитектор г. Барнаула Сергей Боженко. Проект включён в перечень мероприятий федеральной программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации", что позволило рассчитывать на федеральные средства.

В рамках этого проекта на территории завода предполагается организовать музей под открытым небом.

Второй проект разработан и поддерживается старейшей в городе архитектурной мастерской "Классика" Александра Деринга. Сам проект также вполне укладывается в рамки концепции развития туризма в Барнауле, но в данном случае авторы уверены, что концепция музея не оживит комплекс. Экскурсии, которые время от времени заходят на территорию демидовского завода – не пользуются особой популярностью, в том числе из-за цены билета (250 рублей). С собственником были достигнуты договоренности о создании на базе завода нового культурного пространства, наподобие аналогичных известных площадок Москвы и Санкт-Петербурга. Речь о неком офисно-выставочном музейном центре, который мог бы постоянно привлекать представителей творческой интеллигенции, бизнес-сообщества и просто любителей искусства.

Работающий в связке с Дерингом барнаульский дизайнер Евгений Кураков уверен, что знаменитая барнаульская "спичка" - прекрасная территория для организации офис-центра в стиле "лофт". Как пояснил сам Кураков, эти объекты сочетают в себе нестандартные рабочие территории (попробуйте сегодня найти в Барнауле офисное помещение без пенопластовых подвесных потолков), на них одновременно соседствуют фотостудии и студии дизайна, рестораны с галереями, модельеры с художниками, лектории с кофейнями и так далее. Подобные пространства могут быть организованы в новых сооружениях, но, как правило, они создаются на территориях бывших фабрик, заводах, складах. Придавая новый смысл объекту, такие проекты продлевают жизнь историческому наследию и оживляют их.

О том, насколько данный проект реализуем в ближайшем будущем, можно судить по обнадеживающим темпам финансового оздоровления предприятий управляющей компании "Изумрудная страна". Глава Россельхозбанка (основного кредитора "Изумрудной страны") Дмитрий Патрушев еще в начале года в интервью "Ведомостям" заявил об особых исключительных условиях оздоровления "Изумрудной страны", назвав это решение ярким примером сохранения социально важного бизнеса и вложенных ресурсов.

Как пояснила замдиректора по экономике УК "Изумрудная страна" Ирина Лощакова, потери урожая из-за ранних снегопадов оказались незначительными, что позволило удержать поголовье и загрузить переработку. А после вывода перерабатывающих предприятий на производственную мощность появятся средства в том числе и для продолжения реставрационных работ на территории Сереброплавильного завода.

Читайте полную версию на сайте