ВЦИОМ: 61% россиян считают, что сейчас не время для крупных покупок

Под конец года россияне стали чаще отказываться от крупных покупок и кредитов, но не включили режим экономии на полную мощность. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) констатирует снижение индексов потребительского и кредитного доверия россиян в IV квартале текущего года. Опрос охватил 1,6 тыс. человек в 132 населенных пунктах 46 регионов России.

Подавляющее число россиян (77%), как и прежде, живут сегодня в режиме экономии, среди них 56% постоянно ограничивают себя в расходах, пишут "Известия".

Наблюдается плавный рост числа тех, кто начал экономить недавно (пару месяцев назад). Во II квартале 2014 года их число составляло 15%, в III — выросло до 18%, а на сегодняшний день достигло 21%.


Для того чтобы определить индекс потребительского доверия, россиян попросили ответить на вопрос: "Сейчас хорошее или плохое время, чтобы делать крупные покупки?" Ответы показали, что индекс упал на 8 пунктов по сравнению с III кварталом нынешнего года. Во II квартале он составлял 52 пункта, в III — 44, а сегодня — уже 36.

До столь низкой отметки потребительский индекс упал впервые за последние несколько лет. Даже в IV квартале кризисного 2009-го он составлял 45 пунктов. Как выяснилось, 61% опрошенных считают, что сейчас плохое время для крупных покупок, тогда как в прошлом квартале это мнение разделяла половина россиян (50%).   

Отрицательную динамику продемонстрировал и индекс кредитного доверия, свидетельствующий о том, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для кредитования. В текущем квартале он составил 27 пунктов, повторив ситуацию IV квартала 2009 года, когда упал до такого же уровня.  

Еще во II квартале 2014 года индекс кредитного доверия составлял 40 пунктов, а в III квартале — 34. Плохим временем для экспериментов конец года считают рекордные 74% опрошенных.  


Генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров отметил, что на снижение индекса кредитного доверия повлияли два основных фактора — повышение уровня кредитных ставок и психоэмоциональное состояние россиян.  

— Когда поднялся уровень ставок, то соответственно снизилась доступность кредитов. Но это цифры, некий рациональный элемент. На снижение индекса кредитного доверия работает и психоэмоциональный фактор, а эмоции у населения сейчас "плохие". Таким образом, банки не хотят давать денег, а люди боятся их брать, потому что не знают, из чего будут отдавать. Думаю, что в ближайшее время кредитное доверие расти не будет. Такие вещи довольно инерционные — если подобный скачок произошел, то потом восстанавливать доверие приходится довольно долго, — отметил Валерий Федоров.

Что касается индекса потребительского доверия, социолог отметил, что здесь стоит учитывать типы реакции на кризис.  

— Одна из этих реакций — избавляться от денег, покупая товары. Но ей подвержены менее четверти людей. Остальные все-таки стараются не тратить лишнего, откладывать на всякий случай. Разумеется, у тех, кто привык экономить, потребительское доверие автоматически снижается. У них нет сегодня большого желания тратить, и оно не появится, пока люди не почувствуют, что ситуация начинает меняться в лучшую сторону, — добавил гендиректор ВЦИОМа. 

Читайте полную версию на сайте