Предательство во спасение: зачем Центробанк приближает «Майдан» в Москве?
Когда "беда не приходит одна" - это еще можно как-то пережить, а вот когда на семь бед ответа нет — уже на порядок сложнее. Второй случай — это про наш заколдованный (если не проклятый) рубль и практически полное отсутствие оргвыводов по тем персонам, которые так или иначе причастны к этому финансовому триллеру, пишет KM.RU.
Центральный банк накануне в буквальном смысле под покровом ночи взял и повысил ключевую ставку до 17% годовых. Теория говорит нам, что ключевая ставка Центробанка — это тот процент, под который главный финансовый регулятор кредитует коммерческие банки. Которые, в свою очередь, кредитуют экономику.
Так вот, отталкивающаяся от этой теории практика уже показала, что и при прежних 5,5% ставки Банка России предприятия занимали деньги подчас на драконовских условиях. И совсем не нужно быть Кассандрой или Нострадамусом, чтобы дать прогнозы совсем не утешительные. Фактически промышленность тем самым ставится на грань выживания.
"Поскольку данная процентная ставка превышает рентабельность почти всех легальных операций, кроме спекулятивных, она делает невозможной кредитование российской экономики, за исключением операций, сопряженных с преступлениями или спекуляциями, в том числе на валютном рынке. В сочетании с отзывом бюджетных депозитов из банков эта мера может временно ограничить валютные спекуляции и укрепить рубль, - но лишь ценой остановки российской экономики, уничтожения легальной хозяйственной деятельности. обрушения ее в хозяйственный коллапс, наподобие грозившей России в промежутке между дефолтом 1998 года и формированием правительства Примакова", - разъяснил нам на страницах своего персонального сайта известный экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
И затем камня на камне не оставляет от нескладных оправданий Эльвиры Набиуллиной, которая неустанно сообщает, что рост учетной ставки в конечном счете призван оздоровить финансовую ситуацию, не допустить неконтролируемой инфляции.
"Не понимая, что инфляция вызвана не "лишними деньгами" населения и предприятий, а произволом монополий и ростом издержек, либералы под предлогом борьбы с инфляцией уничтожают экономику; сама же инфляция, как и в 90-е, останется высокой даже в условиях вероятного теперь кризиса неплатежей", - отметил Делягин и, походя, разбил еще один аргумент за повышение ставки — противодействие валютным спекуляциям: "либералы отказываются понимать, что спекулянты - единственные, кто может кредитоваться и под 17, и, как показывает опыт 90-х, под 217% годовых. Таким образом, из всей экономики они подавляют спекулянтов в наименьшей степени", - сетует эксперт.
В то же время, отмечает в своем комментарии Делягин, успешно апробированные во всем мире (в том числе в Великобритании) контрмеры либерал-экономисты отметают безо всяких аргументов. Просто ставят себя выше этих непонятных и неприятных для них советчиков.
Действительно, имеющий уши да услышал: идеи ограничения движения спекулятивных капиталов иные эксперты из либерального лагеря подавали в лучшем случае как "мину замедленного действия", а в худшем и вовсе бросали в адрес авторов обвинения в дешевой демагогии. А ссылки на мировой опыт? О, это отнюдь не тот случай, когда сию корову священную разрешено тревожить.
Впрочем, тот же Делягин отношение либералов к идее ограничения движения спекулятивных капиталов принимает с пониманием: это ведь, отмечает он, "ограничит интересы спекулянтов, в том числе глобальных, а также, насколько можно судить, затруднит инсайдерскую игру".
Ларчик, как оказалось, просто открывается — красота! Только вот что полезет из него в последствии, когда безответственная (и это еще в лучшем случае) монетаристская политика Центробанка буквально вынудит выйти на улицы и площади российских городов тех, кто еще три года тому назад был готов "приехать и разобраться" с протестующими на Болотной и на Сахарова.
И если конечная цель тех, кто навязал Центробанку (кажется, мало у кого остались иллюзии относительно самостоятельности этого учреждения) последние решения именно такая — это можно назвать ожидаемым, это можно даже понять. Но вряд ли простить.
В беседе с обозревателем KM.RU известный публицист, автор бестселлера "Почему Россия не Америка" Андрей Паршев представил свой "вердикт" скандальному решению Центробанка:
- Смысл решения Центробанка понятен. Но дело в том, что спекулятивная игра на валютном рынке невозможна без доступа к дешевым рублевым кредитам.
Если он есть, то технология проста: берешь рублевый кредит, покупаешь валюту, немного ждешь - через некоторое время часть валюты продаешь по поднявшемуся курсу, возвращаешь рублевый кредит. Потом берешь новый. Тут суть вопроса в том, чтобы ставка по кредиту была ниже, чем темп роста валютного курса, хотя бы на несколько процентов (чтобы окупались операции по конвертации).
На собственные средства игра невозможна, это касается даже очень богатых корпораций. Можно купить на все свои деньги валюту, но если ее продашь, то снова сможешь купить уже меньше. Нужен доступ к источнику рублей. А источник у нас один, и все знают, где он.
Поэтому если ЦБ кому-то дает кредиты под 17% годовых, а доходность операций с валютой сейчас 200% годовых, то результат будет понятен. Не будут коммерческие банки (и другие корпорации) вкладываться в какую-то там промышленность, если можно "срубить бабки по-быстрому". С нас со всех срубить, кстати.
Что делать в такой ситуации - давно и всем известно (кому неизвестно - гнать из профессии поганой метлой, а лучше палкой от метлы). Вообще нельзя давать рубли, если их можно будет использовать для спекуляции. А в созданной нашими либералами финансовой системе неспекулятивных игроков нет, вообще нет различения инвестиций в реальную экономику и в спекулятивную. Нет реального надзора за целевым использованием кредитов. И эта система на самом деле не так уж и молода, так что списать ее грехи на молодость - не получится.
По-хорошему, ЦБ вообще должен прекратить финансировать разрушение российского бюджета, то есть на какое-то время перестать давать рублевые кредиты.
Кому нужно обеспечить платежи по западным кредитам - тем давать кредиты в валюте. И то с разбором.
Но надо понимать, что за несколько дней превратить спекулятивную экономическую систему в систему производящую не получится.