Чиновников к 2018 году ждет очередное сокращение
Сокращение численности государственных гражданских служащих планируется провести до 1 ноября 2017 года. Работа будет осуществляться в рамках разрабатываемой Министерством труда и социальной защиты федеральной программы развития государственной гражданской службы на 2015–2018 годы. В течение 3 лет планируется провести перераспределение функций и полномочий ведомств, а также оптимизацию численности сотрудников государственных органов власти.
Сегодня в России, согласно данным Росстата по состоянию на 2013 год, на федеральном уровне числятся почти 49 тыс. чиновников и около 1,5 млн государственных служащих — на уровне регионов. Из общего числа 81,7% работают в органах исполнительной власти, 14,9% — в судебной власти и прокуратуре, 2,1% — в законодательной власти и 1,1% — в других государственных структурах. Как пишут "Известия", насколько именно планируется сократить штат госслужащих, в министерстве не сообщают, аргументируя это тем, что сама программа пока проходит обсуждение в правительстве.
В Минтруда поясняют, что необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на перераспределение функций и полномочий государственных органов, исключить дублирующие функций ведомств и органов власти, а также провести оптимизацию численности государственных служащих. Для реализации последнего пункта будет проведен мониторинг с целью составления обоснованного штатного расписания в каждом ведомстве или федеральном органе власти, необходимого для реализации своих полномочий.
— Пределов повышения эффективности работы госслужащих нет. Сокращения будут производиться преимущественно в регионах, потому что в большинстве случаев количество госслужащих на сегодняшний день завышено, однако сразу хочется отметить, что не везде сложилась такая ситуация, — пояснил источник в Минтруда.
Оценку потребности в количестве кадров в каждом ведомстве предлагается осуществлять через анализ направлений деятельности самого органа власти, соответствия профильного образования сотрудника занимаемой должности, оценку трудозатрат на осуществление конкретных задач госоргана и общий показатель трудоемкости. В этом пункте Минтруда предлагает введение новых требований к государственным служащим. Предлагается нормативно закрепить новую кадровую систему, которая будет включать базовые, функциональные и квалификационные требования к чиновнику. Будет проведен анализ на соответствие образования, умений и навыков, а также личностных профессиональных качеств, которые необходимы для нахождения на определенном государственном посту. В конечном счете планируется сформировать паспорта должностей, в которых будет прописано, какие именно функции и обязанности исполняются на этой должности, а также требования, предъявляемые к той или иной должности на государственной службе.
Помимо этого, предлагается внедрить систему показателей эффективности государственного органа в целом, государственных служащих в отдельности, а также эффективности деятельности руководителя госоргана по ключевым направлениям деятельности.
Министерство предлагает также рассмотреть возможность централизации исполнения отдельных функций госорганов обеспечивающего характера или же передачу некоторых функций на аутсорсинг.
— У нас очень много чиновников. Когда такое огромное количество различных проверок, бумаг и требований, то это явно говорит о том, что кому-то просто нечего делать и они сами ищут, чем бы им заняться. Надо менять климат, и чем меньше мы будем говорить в общем на эту тему и больше делать конкретно, тем лучше будет атмосфера в самом обществе, — считает бывший руководитель администрации президента Бориса Ельцина и президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что сокращение штата чиновников проводить необходимо и одним понижением или заморозкой роста зарплат здесь не обойтись.
— Необходимо повышать эффективность госаппарата через уменьшение численности. Такая необходимость есть как на федеральном, так и на региональном уровне. Многие функции дублируются, и различные ведомства выполняют абсолютно одинаковые функции. Можем взять сегмент, связанный с инвалидами, — здесь у нас и несколько федеральных программ, и несколько ведомств, курирующих эти вопросы, начиная от Минобороны и заканчивая Минобрнауки. Чем больше ведомств регулирует какой-то вопрос, тем больше административных барьеров для граждан, бизнеса и пр., — считает Дмитрий Абзалов.
Он также отметил, что предварительно необходимо провести аудит и посмотреть, какие функции исполняются, какие являются избыточными, по какому функционалу есть избыточность штата и т.д.
— По передаче части функций на аутсорсинг ситуация неоднозначная. При схеме аутсорсинга необходимо выделять те функции, которые реально имеет смысл передавать. Допустим уборку можно отдать на аутсорсинг, чтобы не держать многотысячный штат, — добавил Дмитрий Абзалов. — Такими заказами со стороны госорганов может быть поддержан малый и средний бизнес. Но если это будет делаться как в Минобороны при Сердюкове, когда единственный подрядчик Минобороны в то же время являлся его дочерней конторой, то все мы помним, к чему это приведет.