После праздников продукты в розничных сетях подорожают на 15%
Продукты в сетевой рознице в уходящем году подорожали в среднем на 20–25%, а в первые месяцы 2015 года еда и напитки на полках магазинов подорожают еще на 14,5–15%. Об этом "Известиям" сообщил Андрей Карпов, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей крупнейших ритейлеров страны. АКОРТ дает прогноз исходя из текущего курса валют и только на 6 месяцев, так как при дальнейшем ослаблении рубля прогноз может меняться. По данным Росстата, за первое полугодие 2014 года продуктовая инфляция составила лишь 7,9%, а за весь 2013 год — 7,3%.
По словам Карпова, продукты питания будут дорожать одновременно в торговых сетях как высокоценового сегмента, так и экономсегмента. Рост коснется не только импорта, но и товаров российского производства, так как основное сырье для них или ингредиенты покупают за рубежом за доллары и евро. Однако, как отмечает эксперт, рост цен не догонит по своим темпам рост курса валют Евросоюза и США по отношению к рублю (за последние три месяца рубль подешевел более чем в полтора раза). Карпов отмечает, что если бы такой же рост показали продукты питания, это было бы катастрофическим сценарием для потребительского рынка.
— В продуктах питания у нас достаточно велика доля отечественной продукции, которая всё равно будет влиять на конечную стоимость импорта, потому что стоимость импорта определяется в том числе и с учетом ценовой политики российского рынка. Аналогичную импортную продукцию, не отличающуюся по свойствам от отечественной, поставщик не может продавать дороже, — говорит Карпов. — Поставщики продолжат уведомлять сети об изменении прайсов. Так было и раньше, в этом нет ничего особенного. Просто сегодня этому уделяется повышенное внимание. Но ведь сети могут и не принимать новых условий поставщиков. Если будут предложения от поставщиков по более низкой цене, то они начнут занимать на полках место тех, кто цену захотел поднять.
В X5 Retail Group (сети магазинов "Перекресток", "Пятерочка" и "Карусель") "Известиям" подтвердили верность прогноза АКОРТ.
— Мы сомнению слова исполнительного директора АКОРТ не подвергаем, — отметил начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов.
Ритейлеры предпочли не давать конкретных ценовых прогнозов, опасаясь давления со стороны Федеральной антимонопольной службы. Как писали "Известия", ФАС заинтересовалась ноябрьскими заявлениями производителей и отраслевиков о предстоящем росте цен на гречку, рис и макароны. Вместо этого представители сетей постарались описать, как они защищают одновременно и потребителя, и собственную доходность. В ГК "Дикси" (сети магазинов "Дикси", "Виктория") сообщают о непрекращающемся потоке уведомлений от поставщиков о повышении цен на продукты.
— В сеть поступают обращения поставщиков об изменении закупочных условий, но каждое из них является предметом анализа и переговоров с целью исключения спекулятивной составляющей. Производители большинства категорий высказывают намерение повысить цены, но для одних — это объективная необходимость, обусловленная целым рядом факторов, влияющих на себестоимость продукта; для других — попытка воспользоваться ситуацией нестабильности. Задача профессионального ритейлера — отличить одно от другого и не допустить необоснованного роста цены на полке, — говорит директор по внешним связям ГК "Дикси" Екатерина Куманина.
По ее словам, ритейл не готов моментально принимать новые закупочные предложения от поставщиков именно из соображений сдерживания цен на полке и пока с поставщиками удается договориться.
В сети "Лента" сообщают, что получали пока уведомления лишь о росте цен на хлеб и крупы. Но менять ценники на полках тоже не поспешили — условия обсуждаются с партнерами, чтобы избежать спекулятивного роста. Как рассказала "Известиям" менеджер по связям с общественностью сети "Лента" Яна Могилева, ритейлер намерен минимизировать негативный эффект от роста цен на продовольствие для широкого круга потребителей с помощью скидочных программ.
— Мы продолжаем реализацию специальной программы, в рамках которой социально менее защищенным группам граждан предоставляется скидка до 13% на список из более 90 товаров повседневного спроса. Еще в сентябре мы запустили специальную линейку "эконом" в овощах и фруктах, ориентированную на группу покупателей, ищущих товары по низкой цене при приемлемом качестве товара. До конца года будет внедрена аналогичная линейка в категории молочных продуктов, параллельно ищем такие возможности в других категориях. При этом мы ощущаем высокий спрос на товары под собственными торговыми марками, поэтому сегодня активно работаем над расширением их ассортимента. Все эти меры в комплексе дают нашим покупателям возможность удовлетворять свой спрос примерно на том же уровне, что и несколько месяцев назад, — рассказала Могилева.
По словам официального представителя "Ашан Россия" Андрея Творогова, о намерении поднять цены сообщили не только поставщики гречки и хлеба, но и молочных продуктов.
— Это связано с целым рядом факторов, а не только с текущим курсом рубля. Например, сезонность: мясо к новогодним праздникам традиционно дорожает, — говорит Творогов. По его словам, в магазинах "Ашан" инфляция ниже официальной по стране.
В премиальной сети "Азбука вкуса", которая выделяется не только ассортиментом, но и "ненародными" ценами, тоже стали задумываться о том, как сдержать подорожание продуктов.
— С большинством наших партнеров мы договорились о замораживании цен до конца 2014 года. В ряде случае мы приняли такое решение самостоятельно, если у нас есть серьезный товарный запас по той или иной категории, — поясняет директор по маркетингу компании "Азбука вкуса" Галина Ящук; по ее словам, в 2015 году "Азбука вкуса" намерена расширить ассортимент собственных торговых марок, чтобы напрямую влиять на ценообразование. — Мы планируем дальнейшее увеличение доли высококачественных российских продуктов питания, в том числе — от фермерских хозяйств. Плюс мы рассматриваем сдерживание наценки на целый ряд социально-значимых товаров, отчасти компенсирующий рост закупочных цен. Таким образом, мы постараемся снизить влияние волатильности валютного рынка на потребительскую корзину наших клиентов.
Напомним, что несколько недель назад появились сообщения о том, что поставщики гречневой крупы объявили ритейлерам о повышении цен на 20%. Аналитики и участники рынка прогнозировали вслед за гречкой рост цен на рис и макароны. Кроме того, ряд торговых сетей сообщали о том, что производители предупредили их о 10-процентном росте цен на хлеб. На прошлой неделе производители чая и кофе сообщили "Известиям", что готовы поднять цены на 20%. Также участники рынка давали прогноз в СМИ на 30% рост цен на российское вино в 2015 году.