Российский рубль не спасет даже дорогая нефть
С начала года рубль упал на 74% – до 57 рублей за доллар, по официальному курсу, против 33 рублей в январе. За то же время нефть марки Brent подешевела на мировом рынке примерно на 42%. При этом в большинстве стран – экспортеров нефти никакого обвала национальной валюты, подобно российскому, не наблюдалось. И этот факт, как отмечает издание, ставит под сомнение попытки объяснить девальвацию рубля только нефтяными ценами.
Российские власти обычно списывают девальвацию на внешние факторы – на падение мировых нефтяных цен. Именно такое объяснение давала, в частности, первый зампред Центробанка Ксения Юдаева: "Курс менялся по разным причинам: были фундаментальные причины, снижение цен на нефть, например".
Второе удобное объяснение падения рубля – антироссийские санкции. Обвиняют в девальвации и неких спекулянтов. Причем, судя по заявлениям главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, в разряд злостных спекулянтов могут попасть чуть ли не все, кто имеет дело с валютой, в том числе простые граждане. Между тем пока Центробанк не торопится создавать спекулянтам проблемы.
Глава правительства РФ Дмитрий Медведев в прошедшие выходные снова призвал население сохранять спокойствие и "запастись терпением". "Сейчас самое главное – не суетиться, а просто смотреть в будущее", – посоветовал он в программе "Вести в субботу". Однако сохранять спокойствие и надеяться, что повторится отскок 2008 года, сейчас крайне сложно, ведь теперь экономическая ситуация изменилась кардинально. В 2008 году не было антироссийских санкций. Хотя и одними санкциями сейчас экономические проблемы не исчерпываются.
Представители бизнеса и бывшие члены правительства все громче говорят о наблюдающемся в России кризисе доверия: любое слово или действие властей, даже, казалось бы, позитивное, лишь еще больше усугубляет проблемы. По мнению председателя совета директоров МДМ-Банка Олега Вьюгина (ранее занимал пост замминистра финансов, затем первого зампреда ЦБ), властям нужно срочно менять свою внутреннюю политику. "Она сейчас должна быть радикально изменена для того, чтобы простимулировать предпринимательскую инициативу, попытаться восстановить доверие частного бизнеса к экономической позиции властей, которая существенным образом ослаблена", – заявлял Вьюгин в эфире радио BFM.ru.
Как отмечает "НГ", главным ингредиентом в экономических реформах должно быть доверие к власти, принимающей решения. Но доверия все меньше. О растущем в условиях санкций недоверии свидетельствует ускоряющийся отток капитала. ЦБ и Минэкономразвития уже сообщают, что по итогам 2014 года отток может достичь $120-130 млрд, что сопоставимо с кризисным оттоком 2008 года.
При этом каждое новое обещание или решение властей свидетельствует скорее об их дезориентации. Самый яркий пример – прогнозы по ценам на нефть. В сентябре глава "Роснефти" Игорь Сечин уверял, что цена на нефть не опустится ниже $90 за баррель. Точно так же думал тогда и глава Минфина Антон Силуанов. В финансовом ведомстве считали, что бюджет Саудовской Аравии балансируется при $85 за баррель, а значит, ниже этого уровня цены не упадут. В октябре президент Владимир Путин говорил, что если нефтяные цены опустятся до $80 за баррель, то мировая экономика рухнет. И вот нефть стоит около $60 за баррель – и катастрофы ни с кем, кроме России, не случилось, констатирует издание.
С учетом того, что сейчас не одна только нефть ускоряет девальвацию, вполне можно предположить, что даже если завтра нефть вдруг подорожает, то вовсе не обязательно рубль тут же резко укрепится, резюмирует "НГ".