На Алтае активизировались иностранцы, выступающие против газопровода в Китай
В Республике Алтай к административной ответственности за несоответствие цели въезда, заявленной в визе, фактической цели пребывания в России привлекли гражданку США, директора экологического фонда The Altai Project Дженифер Кастнер. По данным ИА REGNUM, это произошло около месяца назад, когда Кастнер совершала визит на Алтай, в рамках которого общалась с местными активистами экологических движений.
Пресс-секретарь отдела Федеральной миграционной службы по Республике Алтай Эркелей Кыпчакова подтвердила ИА REGNUM факт привлечения Дженифер Кастнер к ответственности по статье 18.8 КоАП РФ, однако подробности дела раскрывать не стала.
В то же время газета "Сибирь: Момент истины" предполагает, что Кастнер прибыла на Алтай "в свете активизации российско-китайских переговоров по газопроводу „Алтай“". "Среди инструментов, применяемых в экономической и политической конкуренции, в последнее время всё чаще стали использоваться экологические шантажисты, пытающиеся направить подлинную борьбу за сохранение природы в выгодное определённым кругам политическое русло, — говорится в публикации. — Именно так все чаще происходит на Алтае. Как только „Газпром“ возобновил переговоры по поводу строительства газопровода „Алтай“, сразу же активизировались экологи, как местные, так и из далёкой заграницы. Причём связь между интенсивностью переговоров по строительству и действиями экологов прямо пропорциональна: чем активнее идут переговоры, тем активнее ведут себя и экологи. Нет информации о газопроводе — и экологи молчат".
Зато когда переговоры с китайской стороной достигли определённого прогресса, на Алтай вереницей потянулись "любители природы", чтобы защитить, как они сами любят выражаться, "девственную природу Алтая", утверждает издание. Одна из таких "защитников природы" — гражданка США, директор The Altai Project Дженифер Кастнер. Приезд Кастнер совпал с возобновившимися переговорами по строительству газопровода.
"Дженифер встретилась практически со всеми активистами экологического движения в Республике Алтай, — продолжает газета. — О чём они разговаривали, естественно, неизвестно, однако после её визита местные экологи заметно активизировались в противодействии строительству „большой трубы“. Может быть, конечно, и совпадение, хотя верится в это с трудом. Да и сама Кастнер в отчёте о свой поездке на Алтай недвусмысленно дала понять, что очень надеется на то, что статус плато Укок существенно затруднит строительство газопровода".
"Чем реальнее будет перспектива строительства газопровода, тем больше мы увидим в республике экологических шантажистов, которым будет совершено безразлична природа Алтая и исчезающие виды животных. Цель у этих людей будет одна — сорвать выгодный для России экономический проект. Наша страна уже не раз сталкивалась с подобными действиями экологов, идущими вразрез национальным интересам. Когда экологические организации чересчур рьяно защищают „интересы природы“, вместо того, чтобы пытаться объективно разобраться в ситуации, закрадывается сомнение — а так ли уж чисты и бескорыстны их побуждения, и не стоят ли за ними интересы конкретных политических групп", — резюмирует "Момент истины".
Как отмечает сайт "Новости Горного Алтая", получить комментарий самой Кастнер не удалось. Тем временем в социальных сетях жители региона достаточно активно обсуждают эту ситуацию. "Давайте и мы создадим какой-нибудь свой фонд, например „Защита скунсов Миннесоты“ или „Проект Кентукки“, где будем яро выступать против разработок сланцевого газа в Америке как экологически вредного", — пишет один из местных пользователей. "Пусть едет домой и ведёт борьбу со сланцевым газом, который в десятки раз разрушительней действует на экологию", — вторит ему другой. "За псевдоэкологами, которым тоже булочки с привкусом майдана раздают, последуют активисты с майдановскими методичками „Как наводить демократию для чайников“, которые используют „булочки на майданах“ и любые психосоциальные инструменты для дестабилизации общества. Наверняка денежки местным экологам привезла", — предполагает третий.
Напомним, The Altai Project, действующий в США, создан в первую очередь для противодействия строительству прямого газопровода "Алтай" из Сибири в Западный Китай. Несколько лет назад эта организация наряду с Mobilization for Climate Justice, Pacific Environment, Global Greengrants Fund провела акцию Keeping Pipelines Off Ukok, требуя от властей КНР и России "избрать альтернативный маршрут газопровода" в обход плато высокогорного Укок, включённого в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Под альтернативными маршрутами экологи подразумевают, в первую очередь, прокладку газопровода не напрямую из России в Китай через самый западный участок российско-китайской границы протяжённостью 54 км в Республике Алтай с российской стороны и Синьцзян-Уйгурском автономном районе — с китайской, а транзитом по территории Монголии через Баян-Ульгийский и Ховдский аймаки, которые на северо-западе также граничат с российской Республикой Алтай и китайским Синьцзяном.
В то же время представители российского политического руководства неоднократно заявляли о "несерьёзности" этого альтернативного предложения экологов, поскольку считают строительство газопровода по территории транзитного государства при условии, что есть возможность построить газопровод напрямую, достаточно рискованным, тем более учитывая большую политическую зависимость Монголии от стран Запада и, в первую очередь, США. Этой же позиции придерживается и китайская сторона — несколько недель назад представитель Национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) Чжан Синь прямо заявил, что Китаю не нужны страны-транзитёры на маршруте "западного" газопровода из России.
Напомним, после подписания в ноябре этого года в Пекине рамочных соглашений по "Алтаю" в ряде влиятельных западных изданий вышли публикации, в которых прямо заявлялось, что этот проект невыгоден ЕС и США. Так, ещё до пекинской встречи Владимира Путина и Си Цзиньпина американская The New York Times опубликовала статью о нежелательности строительства газопровода "Алтай", поскольку это "уменьшит уязвимость" РФ перед лицом западных санкций. "Россия активно продвигает эту сделку, ищет новые рынки сбыта за пределами Европы, и второй крупный договор с Китаем, единственным членом Совбеза ООН, который не осудил Россию за присоединение Крыма, уменьшит её уязвимость по отношению к санкциям Запада", — писала газета. Bloomberg при этом отмечал, что действия России по укреплению энергетических связей с Китаем негативно сказываются на развитии и перспективах проектов США, Канады и Австралии по экспорту сжиженного газа.
Учитывая эти обстоятельства, утверждают источники ИА REGNUM, уже сейчас наблюдается увеличение финансирования и активизация прозападных организаций, которые на протяжении многих лет ведут кампанию против строительства газопровода "Алтай", прикрывая сугубо энергетические и геополитические интересы своих спонсоров экологической риторикой.
Как уже сообщало ИА "Амител", 9 ноября в Пекине в присутствии президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина "Газпром" и Китайская национальная нефтегазовая корпорация заключили меморандум и рамочное соглашение о строительстве газопровода по "западному маршруту" через территорию Горного Алтая. Эти документы предусматривают, что контракт по "Алтаю" будет подписан в 2015 году, а поставки начнутся в 2019 году. Предусматривается строительство газопровода для поставок природного газа с месторождений Западной Сибири в Китай через западный участок российско-китайской границы. Планируется, что трасса газопровода пройдёт по территориям шести субъектов РФ: Республика Алтай, Алтайский край, Новосибирская область, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ. По "Алтаю" планируется поставлять 30 млрд куб. м газа в год. Проект, по словам руководителя "Газпрома" Алексея Миллера, "имеет очень высокую степень готовности к началу строительства".