Проучив США, ОПЕК погрузит Россию в кризис
Очередную порцию негатива в и без того сложную ситуацию добавили комментарии представителей ОПЕК, собравшихся в конце недели в Дубае. Как заявил в ходе своего выступления генеральный секретарь картеля Абдулла аль-Бадри, цены упали ниже значений, которые отвечают фундаментальным показателям рынка. Однако это никак не повлияло на участников встречи. Предложений собраться и обсудить возможность сокращения добычи ни от одного из членов ОПЕК так и не поступило. Ходили слухи, что с таким предложением к картелю могла обратиться Венесуэла, однако, по словам аль-Бадри, официального предложения от этой страны не поступало.
Дальше других пошел министр нефтяной промышленности ОАЭ Сухаиль аль-Мазруи. По его словам, ОПЕК не будет собираться на внеочередное заседание и снижать объемы добычи, даже если стоимость барреля упадет до $40.
На первый взгляд, подобная позиция, занятая ОПЕК, может показаться достаточно странной. Известно, что бюджеты стран входящих в картель, сверстаны из расчета стоимости барреля порядка $60 - 80, и ее падение до $40 не идет на пользу их экономикам. Что же тогда мешает этим странам снизить суммарную добычу сразу на несколько миллионов баррелей в день, что повлечет за собой отскок цен к искомым цифрам?
Ответ на этот вопрос может быть только один - желание навсегда закрыть рынок для американской сланцевой нефти, которая может появиться на нем в самое ближайшее время. Причем в огромном количестве. По прогнозам МЭА, США достаточно скоро могут потеснить на нефтяном рынке Саудовскую Аравию, не говоря уже о других странах ОПЕК. Единственным способом не допустить это может стать "ценовой карантин", из-за которого более высокая в своей себестоимости сланцевая нефть может оказаться неконкурентной.
Напомним, что на сегодняшний день себестоимость барреля сланцевой нефти колеблется в достаточно широких пределах - от $50 до $80. В большинстве же ближневосточных государств, входящих в ОПЕК, себестоимость добытой классическим способом нефти не превышает $10.
Продержав цены на достаточно низком уровне один - два года, члены картеля могут заставить американских производителей отказаться от выхода на мировой рынок, сохранив его, таким образом, за собой. Сделать это они могут без особого вреда для своих экономик. Компенсировать недостающие доходы бюджетов им позволят накопленные резервы.
Конечно, члены ОПЕК не торопятся открыто заявлять о подобных целях. Как пояснил во время встречи в Дубаи Абдулла аль-Бадри, решение картеля не снижать квоты никак не связано с США, равно как и с Ираном и Россией.
Вряд ли подобные утверждения можно рассматривать серьезно. С одной стороны, уважаемая международная организация никогда открыто не признается, что действует против кого-то на рынке. С другой – иных вразумительных объяснений тому, почему ОПЕК вынуждена тратить резервы вместо того, чтобы вернуть цены на прежний уровень, просто не существует.
Из всего этого можно сделать вывод, что снижение нефтяных цен продолжится, причем не исключено, что и до уровня $40 за баррель и даже ниже. Более того, это снижение может затянуться на достаточно продолжительный срок.
Все это является крайне негативным обстоятельством для России. Если сейчас эксперты наполовину в шутку, наполовину всерьез говорят о том, что при стоимости барреля в $60, доллар будет стоить 60 руб., то можно представить, сколько он будет стоить, когда баррель опустится до $40.
Впрочем, здесь прогнозы российских экспертов несколько расходятся. "В среднесрочной перспективе двух - трех лет он будет немного все-таки ослабевать. Цифры трудно назвать", - заявил РИА Новости экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин.
Несколько иначе оценивает ситуацию бывший глава ЦБ Сергей Дубинин. "Проблема сейчас в психологии: в том, что оценка рынка и оценка населением страны много значит. Люди поверили в неизбежность падения, - отметил он в эфире радио "Эхо Москвы". - А все уже обвалилось. Рубль не может падать бесконечно. Сейчас, если у банков и их клиентов не будет свободной рублевой ликвидности, им так или иначе придется продавать валюту". По мнению Дубинина, рубль недооценен и это является фундаментальным фактором, затормаживающим восстановление ситуации на рынке.
"Цена рубля - это цена товаров, выраженная в рублях. Инфляция - это основная оценка валюты. Инфляция сейчас повысилась, но такой катастрофической ситуации, что была 20 лет назад, ее не видно", - отметил экс-председатель ЦБ.
Со своей стороны к сказанному можно добавить лишь то, что российский рубль относится к категории так называемых петровалют, то есть валют, напрямую завязанных на сырьевой рынок. Это означает, что рубль неизбежно будет следовать за ценами на нефть до той поры, пока Россия будет оставаться ее экспортером. Из чего можно предположить, что прогноз Кудрина является более правдоподобным. В сегодняшней ситуации цена рубля - это больше функция от цены нефти на международном рынке, нежели от цены товаров в России, о чем говорит Дубинин.