Офшорным фирмам хотят запретить быть учредителями российских юрлиц

Депутат нижней палаты парламента Роман Худяков (ЛДПР) готовит проект закона о внесении изменений в гл. 4 "Юридические лица" Гражданского кодекса РФ, ст. 9 "Учреждение общества" и 10 "Учредители общества" ФЗ "Об акционерных обществах", ст. 11 "Порядок учреждения общества" ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 15 "Учредители некоммерческих организаций" ФЗ "О некоммерческих организациях" и иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы регистрации юридических лиц. Изменения в законодательстве будут касаться правил регистрации юридических лиц в России — как коммерческих организаций, так и НКО.

Законодатель предлагает внести в законодательные акты запрет для иностранных компаний из офшорных юрисдикций выступать в качестве учредителей отечественных юрлиц. По мнению Романа Худякова, подобные изменения будут в русле политики постепенной деофшоризации российской экономики, а также способны привести к большей юридической ответственности и прозрачности перед налоговыми и правоохранительными органами целой группы компаний, пишут "Известия".

Офшорной компанией считается компания из офшорной зоны, которой может быть государство целиком или часть этого государства. На сегодняшний день основной российский список офшорных зон содержится в приказе Минфина России от 13 ноября 2007 года № 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)". В него входят следующие государства и территории: Ангилья; Княжество Андорра; Антигуа и Барбуда; Аруба; Содружество Багамы; Королевство Бахрейн; Белиз; Бермуды; Бруней-Даруссалам; Республика Вануату; Британские Виргинские острова; Гибралтар; Гренада; Содружество Доминики; Китайская Народная Республика (Специальный административный район Гонконг (Сянган); Специальный административный район Макао (Аомынь); Союз Коморы: остров Анжуан; Республика Либерия; Княжество Лихтенштейн; Республика Маврикий; Малайзия: остров Лабуан; Мальдивская Республика; Республика Мальта; Республика Маршалловы Острова; Княжество Монако; Монтсеррат; Республика Науру; Нидерландские Антилы; Республика Ниуэ; Объединенные Арабские Эмираты; Острова Кайман; Острова Кука; Острова Теркс и Кайкос; Республика Палау; Республика Панама; Республика Самоа; Республика Сан-Марино; Сент-Винсент и Гренадины; Сент-Китс и Невис; Сент-Люсия; Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Остров Мэн; Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Олдерни); Республика Сейшельские Острова.

Президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию высказал идею офшорной амнистии с целью возвращения капиталов в страну.

— Все мы понимаем, что происхождение денег разное, по-разному они заработаны и получены. Но, убежден, нам нужно окончательно закрыть, перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики и нашей страны. Это очень важно и нужно сделать, — сказал глава государства.

Депутат Роман Худяков напомнил, что использование отечественными предпринимателями офшорных схем не раз затрудняло работу отечественных правоохранителей. Также он отметил, что и самим российским сторонникам офшорной юрисдикции приходилось рисковать своими средствами, например, во время кипрского кризиса.

— О необходимости деофшоризации нашей экономики не раз говорил президент Владимир Путин, упомянул он об этом и в послании Федеральному собранию 4 декабря. Мы предлагаем внести в Гражданский кодекс поправку и запретить зарубежным офшорным компаниям становиться учредителями юридических лиц в России, — пояснил Роман Худяков. — Зачастую владельцами этих компаний являются российские граждане, которые не хотят работать по действующим в России налоговым правилам и пытаются с помощью иностранной юрисдикции уйти от уплаты налогов. Есть и другие проблемы: если подобная компания будет заподозрена в каком-то мошенничестве, нашим правоохранительным органам будет крайне сложно определить истинных виновников этого преступления.

Парламентарий также отметил, что в условиях западных антироссийских санкций российские юрлица, пользующиеся офшорными юрисдикциями, рискуют своими средствами гораздо больше, чем если бы они вели свой бизнес исключительно в рамках отечественного права.

Партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры" Егор Батанов рассказал "Известиям", что офшорные компании используются российскими предпринимателями для обеспечения конфиденциальности владения российскими активами. Кроме этого, при определенных условиях офшорные компании позволяют оптимизировать налогооблажение в России и открывают доступ к иностранному праву.

— Сейчас российским контролирующим органам действительно довольно трудно установить реального владельца российской компании, скрытого за завесой из офшорных фирм. Одним из наиболее громких примеров является аэропорт Домодедово — правоохранительные органы до сих пор не располагают официальной информацией о реальных владельцах аэропорта, — рассказал Егор Батанов. — Вместе с тем в последнее время ситуация стремительно меняется. Так, осенью этого года Россия ратифицировала международную конвенцию об административной помощи по налоговым делам, участниками которой являются и многие офшорные юрисдикции — Британские Виргинские острова, Гибралтар и др. Эта конвенция позволяет осуществлять регулярные обмены информацией, в том числе о владельцах и руководителях компаний.

По его словам, значительные усилия для создания системы глобального информационного обмена предпринимает ОЭСР и G20.

— На последнем саммите G20 в Брисбене было одобрено создание системы автоматического информационного обмена, ожидается, что Россия присоединится к этой системе с 2018 года. Поэтому вероятно, что в скором времени офшоры не будут обеспечивать тот уровень конфиденциальности, который они дают сейчас, — заметил юрист.

Весной этого года "Общероссийский народный фронт" уличил "Почту России" в сотрудничестве с российской компанией "Межрегиональное агентство подписки" (МАП), среди учредителей которой числились фирмы офшорной юрисдикции — ООО "Юпс Холдингс Лимитед" (Кипр) и международная компания "Отранто Коммьюникейшнс, Лтд" (британские Виргинские острова). Недовольство "фронтовиков" вызвали не только офшорные партнеры государственной монополии, но и тот факт, что МАП фактически участвовало в распределении государственных субсидий, при этом все основные функции по подписке выполняла "Почта России".

— Среди крупных компаний офшорных учредителей имеют большинство. По разным экспертным оценкам, это около 90%. Малый и средний бизнес значительно реже задействует эту схему. Это некий сложившийся обычай делового оборота, система с тройным профитом. Во-первых, это дает бизнесу защиту от конкурентов, во-вторых, конечно же, делается это для минимизации налогообложения, а в-третьих, позволяет расширить свой арсенал действий и юридических прав, что при существовании компании по российским законам было бы невозможно, — отметил экономист Валерий Миронов

Читайте полную версию на сайте