«Подарки» врачам подорожали вдвое

В 2014 году средняя сумма расходов на "благодарность" медицинским работникам государственных учреждений выросла в два раза и составила 4,2 тыс. рублей. Об этом говорится в исследовании "Индекс здравоохранения 2014", которое провели Ассоциация частных клиник Москвы и Центрального федерального округа совместно с Высшей школой экономики.

Оказалось также, что россияне стали чаще обращаться как в государственные, так и в частные клиники. При этом заметно (на 11%) увеличилась удовлетворенность людей качеством помощи в государственных клиниках. Хотя если сравнивать их с частными учреждениями, довольных в коммерческом секторе по-прежнему намного больше (на 20%). Как рассказал "Известиям" президент Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО и председатель комитета "Опоры России" по здравоохранению Александр Грот, результаты исследования направлены министру здравоохранения Веронике Скворцовой. 

По заказу ассоциации россиян опрашивал ВЦИОМ. Как сказано в материалах исследования (есть в распоряжении "Известий"), в 2014 году опрос проводился в 46 регионах (130 населенных пунктов). Участие в нем приняли 1,6 тыс. респондентов, при этом "выборка репрезентирует взрослое население страны (18 лет и старше) по половозрастной и образовательной структуре". В 2013 году условия проведения опроса были аналогичными.

Как отмечают авторы исследования, число россиян, которые обращаются в частные клиники, всё растет. В 2013 году в частные медучреждения обращалось 39% респондентов, в 2014-м таковых стало 47%.

При этом обращаться в государственные клиники россияне также стали немного чаще. В 2013 году было 72% таких респондентов, а в 2014-м — 77%.

"Если отношение обратившихся приводить к 100%, то рост обращений в частные клиники составил с 35% в 2013 году до 38% в 2014 году, а в государственные обратилось 65% респондентов в 2013 году и 62% в 2014 году", — говорится в материалах.

— Люди стали больше лечиться, наметилась такая тенденция, — сказал Александр Грот. — Я не склонен это объяснять факторами экономического плана. Тут может быть много социальных факторов, и о том, какие действительно сыграли роль, сейчас можно только догадываться.

"Среди тех, кто обращался в течение последнего года в государственные медицинские учреждения, 17% попадали в ситуацию, когда для получения медицинской помощи необходимо было передать персоналу подарок, деньги" — говорится в материалах исследования. При этом сумма, которую в среднем тратят россияне на "благодарность" медикам, составляет 4,2 тыс. рублей. В 2013 году подарки были почти в два раза дешевле — 2643 рубля.

Также за год на треть увеличилось число граждан, которые готовы легально доплачивать за медицинские услуги, положены им в рамках обязательного медицинского страхования. Таким способом они хотят получить более качественные услуги. Если в 2013 году таких респондентов было 20%, то в 2014 году их доля увеличилась до 31%.

Выросла и сама сумма доплаты. В 2013 году люди готовы были доплачивать около 16 тыс. рублей в год, в 2014-м — около 23 тыс. рублей в год. Как утверждают авторы, это свидетельствует в том числе о том, что "граждане в большей степени стали осознавать ценность капитала здоровья в жизненных стратегиях".

По словам Александра Грота, вывод об увеличении суммы доплаты стал неожиданностью. 

— Поскольку люди стали больше обращаться в частные клиники, логично было предполагать, что сумма доплаты должны была, напротив, уменьшиться, — сказал он.  

Как показывают результаты опроса, россияне в целом стали более довольны качеством здравоохранения. Доля тех, кто "абсолютно доволен" или "скорее доволен" качеством работы государственных клиник, увеличилась за год с 39% до 50%. Доля тех, кто такие же ответы дал относительно частных учреждений, увеличилась только на 1% — с 69% до 70%. "Если сопоставить суммарные доли тех, кто был "абсолютно доволен" и "скорее доволен", то оказывается, что удовлетворенность качеством оказания медицинских услуг в государственных учреждениях заметно увеличилась, а в частных клиниках осталась практически на том же уровне". 

По словам президента Лиги защитников пациентов Александра Саверского, раз речь идет о том, что людям приходилось делать подарок, то стоит назвать это формой оплаты.

— Если называть вещи своими именами, то это никакие не подарки, а форма оплаты, — отметил он. — В клиниках часто прямо говорят, сколько нужно заплатить. Могут и завуалировать требование. Например, говорят, что используют во время операции суперсовременные нитки и нужно их оплатить. А были ли они суперсовременными, вы и не узнаете.

Эксперт отметил, что в последние годы государство вкладывало значительные средства в модернизацию медицинского оборудования. С этим он связывает то, что россияне стали лучше отзываться о системе. Он отметил, что вместе с тем государство недостаточно внимания уделяло "модернизации отношений" между врачом и пациентом (в том числе это повышение эффективности работы и уровня профессионализма врача) и поэтому степень доверия остается невысокой. 

Также часть исследования посвящена взаимоотношениям частных клиник и власти.  В 2014 году в опросе комитета "Опоры России" по здравоохранению приняло участие более 600 владельцев и главных врачей частных клиник, которые расположены в  Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и других городах. 

"Результаты исследования подтверждают тот факт, что административные барьеры, налоговые отчисления, а также большое количество плановых и внеплановых проверок доставляют основные сложности предпринимателям, занятым в негосударственном здравоохранении, — сказано в материалах. — В 2014 году на фоне снижения плановых проверок возросло количество внеплановых проверок, которые заметно осложняют работу клиник".

Согласно результатам опроса, 15% клиник вступили с программу ОМС на 2015 год, 32% хотели, но не стали вступать из-за низких тарифов, 17% хотели, но не смогли вступить из-за административных преград. При этом 24% вообще не хотят вступать в программу, 12% не исключают для себя такой возможности в будущем. 

— Под административными барьерами подразумевается то, что не все региональные фонды ОМС открыто предоставляют информацию о тарифах, — сказал Александр Грот. — Зачастую те тарифы, которые предлагаются частным клиникам, оказываются ниже, чем те, которые предлагаются государственным. Не до конца прозрачен механизм распределения в регионах тех плановых заданий на оказанием помощи по ОМС, который существует. Также довольна сложна процедура отчетности для частных клиник, работающих в ОМС. 

Читайте полную версию на сайте