Банкиры просят обнулить налог на дивиденды
Ассоциация региональных банков России (АРБР) предлагает снизить или даже обнулить налог на дивиденды, которые банки выплачивают акционерам, — при условии, что акционер снова инвестирует полученные средства в банк. С таким обращением ассоциация обратилась в ЦБ, рассказала "Известиям" вице-президент АРБР Алина Ветрова.
Сейчас налог на дивиденды составляет 9%, с 2015 года он вырастет до 13%. Критики говорят, что президент обещал не снижать налоги, а только заморозить, а также на то, что реализация идеи позволит банкирам беспрепятственно выводить деньги из банков. По итогам 9 месяцев 2014 года австрийский Raiffeisenbank и голландский Credit Europe Bank вывели из своих российских "дочек" дивидендов на сумму около 10 млрд рублей.
— Банковская система испытывает острую потребность в инвестициях в капитал, — говорит Ветрова. — Интерес инвесторов в капитал к банковскому сектору в силу ряда причин как экономического, так и политического характера практически отсутствует. Сейчас налог на прибыль предприятий и коммерческих организаций составляет 20%, с 2015 года налог на дивиденды физлиц поднимется с 9% до 13%. То есть налог на прибыль сначала платит банк, затем 13% платит инвестор. Конечно, банки могут вовсе не платить дивиденды, но крупные банки вынуждены это делать в силу обязательств перед миноритариями, не все из которых хотят поддержать банк в нелегкое время.
Акционеры и сейчас активно помогают своим банкам, и объемы экстренной помощи только увеличатся. Например, по данным ЦБ, в первом полугодии 2014 года банки получили 32,4 млрд рублей в качестве безвозмездной помощи от акционеров. Это на 40,4%, или на 9,3 млрд рублей, больше, чем за аналогичный период прошлого года. В полтора раза выросло и число банков, которые получают "подарки" от собственников: если в первом полугодии 2013 года их было 67, то в январе–июне этого года — уже 99. Увеличение безвозмездных взносов собственников обусловлено снижением прибыли банков, также многие банки использовали "подарки", чтобы подготовиться к повышению размера минимального собственного капитала — по требованиям ЦБ, с 1 января 2015 года этот показатель должен быть не менее 300 млн рублей.
В Центробанке предварительную позицию по вопросу озвучивать отказались, в Минфине не ответили на запрос. В Минэкономразвития отметили, что такое большое исключение для банков делать нелогично.
— Президент в послании Федеральному собранию сказал о стратегии по сохранению действующих налоговых условий, — указала помощник министра экономического развития Елена Лашкина. — По мнению Минэкономразвития, необходимо обеспечить целостность существующей налоговой системы и стараться обеспечить равные налоговые условия для всех сфер деятельности. Таким образом, внесение в Налоговый кодекс предложенных изменений нецелесообразно. Кроме того, практика показала, что снижение налоговых ставок не всегда приводит к планируемым результатам. Необходимо осваивать иные механизмы стимулирования. Предложение о проведении налоговой амнистии для офшорного капитала также было озвучено президентом.
По словам руководителя практики инвестиционного консультирования ФБК Романа Кенигсберга, в 2013 году частные банки направили на выплаты дивидендов лишь 3,5 млрд рублей (всего дивиденды выплатили 28 частных банков), тогда как только за 9 месяцев 2014 года девять банков выплатили дивиденды на сумму 11,4 млрд рублей. Большая часть последней суммы пришлась на два банка с иностранным участием — Райффайзенбанк (81%) и ЗАО "Кредит Европа банк" (13%), говорит Кенигсберг.
— В остальном сократился как состав банков, так и объемы выплачиваемых ими дивидендов, хотя о четкой тенденции можно будет говорить только по годовой отчетности, поскольку мало кто выплачивает промежуточные дивиденды, — говорит эксперт.
Что касается госбанков (по закону должны выплачивать дивиденды в размере 25% чистой прибыли по МСФО), то Сбербанк по итогам 2013 года выплатил акционерам 72,3 млрд рублей против 58,7 млрд годом ранее. ВТБ направил столько же, сколько и в прошлом году, — 15 млрд рублей, а Газпромбанк — 6,6 млрд рублей против 6,1 млрд годом ранее.
— Установление льготного налогообложения дивидендов является общемировой практикой, — говорит партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры" Егор Батанов. — Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли компании, которая уже была обложена налогом на уровне компании, поэтому налог с дивидендов является по сути повторным. В налоговых системах развитых стран используются различные методы устранения двойного налогообложения в этом случае. В некоторых случаях акционеры освобождаются от налога, взимаемого с дивидендов (или такой налог взимается по сниженной ставке), в других случаях компания, выплачивающая дивиденды, имеет право не начислять налог на прибыль пропорционально сумме средств, выплаченных акционерам. Наконец, иногда налог, уплаченный компанией со своей прибыли, зачитывается в счет уплаты налога, взимаемого с дивидендов. Современная российская налоговая система не пользуется ни одним из этих методов. Ставки налога, взимаемого с дивидендов, в России неуклонно растут: до 2005 года налог взимался по ставке 6%, до 2015-го — по ставке 9%, с 2015 года — по общей ставке 13%. Такой подход представляется совершенно неправильным и дестимулирующим — в текущих условиях компаниям невыгодно демонстрировать в своей финансовой отчетности прибыль и распределять ее в форме дивидендов, гораздо выгоднее искать альтернативные каналы — например, выплачивать те же суммы в форме зарплат или иных подобных выплат. Отсутствие стимулов к реальным инвестициям в экономику пагубно сказывается на экономическом росте.
Ряд экспертов настроены скептично.
— Сегодня одним из основных препятствий для акционеров в инвестициях в банковский сектор является необходимость подтверждения источников происхождения средств, — говорит член правления, директор департамента правового и налогового консалтинга АКГ "Деловой профиль" (GGI) Армен Даниелян. — Поэтому безвозмездные взносы акционеров — это один из способов обойти контроль Банка России за происхождением капитала. И это однозначно не суммы ранее полученных дивидендов, которые могут быть подтверждены документально. Поэтому спорным является само утверждение, что полученные средства — реинвестированные дивиденды. Банковская прибыль в свете новации будет вымываться через выплату дивидендов акционерам. Уже сейчас выплата дивидендов, проводимая периодически, является одним из механизмов сокращения налогов на заработную плату. Ведь взносы в социальные внебюджетные фонды с дивидендов не уплачиваются, а это как минимум 30% экономии. Поэтому увеличение ставки налога на дивиденды до 13% видится оправданным.
Поступления от налога на дивиденды идут в региональные бюджеты. Как отмечал министр финансов Антон Силуанов, по состоянию на 1 августа 2014 года 40 бюджетов регионов России исполнены с дефицитом, 43 — с профицитом, однако до конца года Минфин России ожидает увеличения дефицитности региональных бюджетов. Минфин прогнозирует дефицит региональных бюджетов по итогам 2014 года на уровне 400–500 млрд рублей.
— Банковские акционеры не могут быть прописаны в законе отдельной строкой, иначе произойдет нарушение принципов всеобщности и равенства налогообложения, согласно п. 1 ст. 3 НК РФ, — говорит гендиректор компании "2К Аудит — Деловые консультации" Тамара Касьянова. — Государство не может предоставить налоговые преференции какой-то отдельной группе, мотивировав это тем, что "банковская система испытывает острую потребность в инвестициях в капитал". Сейчас в России почти все сферы и отрасли нуждаются в инвестициях.
Сейчас налог на дивиденды составляет 9%, с 2015 года он вырастет до 13%. Критики говорят, что президент обещал не снижать налоги, а только заморозить, а также на то, что реализация идеи позволит банкирам беспрепятственно выводить деньги из банков. По итогам 9 месяцев 2014 года австрийский Raiffeisenbank и голландский Credit Europe Bank вывели из своих российских "дочек" дивидендов на сумму около 10 млрд рублей.
— Банковская система испытывает острую потребность в инвестициях в капитал, — говорит Ветрова. — Интерес инвесторов в капитал к банковскому сектору в силу ряда причин как экономического, так и политического характера практически отсутствует. Сейчас налог на прибыль предприятий и коммерческих организаций составляет 20%, с 2015 года налог на дивиденды физлиц поднимется с 9% до 13%. То есть налог на прибыль сначала платит банк, затем 13% платит инвестор. Конечно, банки могут вовсе не платить дивиденды, но крупные банки вынуждены это делать в силу обязательств перед миноритариями, не все из которых хотят поддержать банк в нелегкое время.
Акционеры и сейчас активно помогают своим банкам, и объемы экстренной помощи только увеличатся. Например, по данным ЦБ, в первом полугодии 2014 года банки получили 32,4 млрд рублей в качестве безвозмездной помощи от акционеров. Это на 40,4%, или на 9,3 млрд рублей, больше, чем за аналогичный период прошлого года. В полтора раза выросло и число банков, которые получают "подарки" от собственников: если в первом полугодии 2013 года их было 67, то в январе–июне этого года — уже 99. Увеличение безвозмездных взносов собственников обусловлено снижением прибыли банков, также многие банки использовали "подарки", чтобы подготовиться к повышению размера минимального собственного капитала — по требованиям ЦБ, с 1 января 2015 года этот показатель должен быть не менее 300 млн рублей.
В Центробанке предварительную позицию по вопросу озвучивать отказались, в Минфине не ответили на запрос. В Минэкономразвития отметили, что такое большое исключение для банков делать нелогично.
— Президент в послании Федеральному собранию сказал о стратегии по сохранению действующих налоговых условий, — указала помощник министра экономического развития Елена Лашкина. — По мнению Минэкономразвития, необходимо обеспечить целостность существующей налоговой системы и стараться обеспечить равные налоговые условия для всех сфер деятельности. Таким образом, внесение в Налоговый кодекс предложенных изменений нецелесообразно. Кроме того, практика показала, что снижение налоговых ставок не всегда приводит к планируемым результатам. Необходимо осваивать иные механизмы стимулирования. Предложение о проведении налоговой амнистии для офшорного капитала также было озвучено президентом.
По словам руководителя практики инвестиционного консультирования ФБК Романа Кенигсберга, в 2013 году частные банки направили на выплаты дивидендов лишь 3,5 млрд рублей (всего дивиденды выплатили 28 частных банков), тогда как только за 9 месяцев 2014 года девять банков выплатили дивиденды на сумму 11,4 млрд рублей. Большая часть последней суммы пришлась на два банка с иностранным участием — Райффайзенбанк (81%) и ЗАО "Кредит Европа банк" (13%), говорит Кенигсберг.
— В остальном сократился как состав банков, так и объемы выплачиваемых ими дивидендов, хотя о четкой тенденции можно будет говорить только по годовой отчетности, поскольку мало кто выплачивает промежуточные дивиденды, — говорит эксперт.
Что касается госбанков (по закону должны выплачивать дивиденды в размере 25% чистой прибыли по МСФО), то Сбербанк по итогам 2013 года выплатил акционерам 72,3 млрд рублей против 58,7 млрд годом ранее. ВТБ направил столько же, сколько и в прошлом году, — 15 млрд рублей, а Газпромбанк — 6,6 млрд рублей против 6,1 млрд годом ранее.
— Установление льготного налогообложения дивидендов является общемировой практикой, — говорит партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры" Егор Батанов. — Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли компании, которая уже была обложена налогом на уровне компании, поэтому налог с дивидендов является по сути повторным. В налоговых системах развитых стран используются различные методы устранения двойного налогообложения в этом случае. В некоторых случаях акционеры освобождаются от налога, взимаемого с дивидендов (или такой налог взимается по сниженной ставке), в других случаях компания, выплачивающая дивиденды, имеет право не начислять налог на прибыль пропорционально сумме средств, выплаченных акционерам. Наконец, иногда налог, уплаченный компанией со своей прибыли, зачитывается в счет уплаты налога, взимаемого с дивидендов. Современная российская налоговая система не пользуется ни одним из этих методов. Ставки налога, взимаемого с дивидендов, в России неуклонно растут: до 2005 года налог взимался по ставке 6%, до 2015-го — по ставке 9%, с 2015 года — по общей ставке 13%. Такой подход представляется совершенно неправильным и дестимулирующим — в текущих условиях компаниям невыгодно демонстрировать в своей финансовой отчетности прибыль и распределять ее в форме дивидендов, гораздо выгоднее искать альтернативные каналы — например, выплачивать те же суммы в форме зарплат или иных подобных выплат. Отсутствие стимулов к реальным инвестициям в экономику пагубно сказывается на экономическом росте.
Ряд экспертов настроены скептично.
— Сегодня одним из основных препятствий для акционеров в инвестициях в банковский сектор является необходимость подтверждения источников происхождения средств, — говорит член правления, директор департамента правового и налогового консалтинга АКГ "Деловой профиль" (GGI) Армен Даниелян. — Поэтому безвозмездные взносы акционеров — это один из способов обойти контроль Банка России за происхождением капитала. И это однозначно не суммы ранее полученных дивидендов, которые могут быть подтверждены документально. Поэтому спорным является само утверждение, что полученные средства — реинвестированные дивиденды. Банковская прибыль в свете новации будет вымываться через выплату дивидендов акционерам. Уже сейчас выплата дивидендов, проводимая периодически, является одним из механизмов сокращения налогов на заработную плату. Ведь взносы в социальные внебюджетные фонды с дивидендов не уплачиваются, а это как минимум 30% экономии. Поэтому увеличение ставки налога на дивиденды до 13% видится оправданным.
Поступления от налога на дивиденды идут в региональные бюджеты. Как отмечал министр финансов Антон Силуанов, по состоянию на 1 августа 2014 года 40 бюджетов регионов России исполнены с дефицитом, 43 — с профицитом, однако до конца года Минфин России ожидает увеличения дефицитности региональных бюджетов. Минфин прогнозирует дефицит региональных бюджетов по итогам 2014 года на уровне 400–500 млрд рублей.
— Банковские акционеры не могут быть прописаны в законе отдельной строкой, иначе произойдет нарушение принципов всеобщности и равенства налогообложения, согласно п. 1 ст. 3 НК РФ, — говорит гендиректор компании "2К Аудит — Деловые консультации" Тамара Касьянова. — Государство не может предоставить налоговые преференции какой-то отдельной группе, мотивировав это тем, что "банковская система испытывает острую потребность в инвестициях в капитал". Сейчас в России почти все сферы и отрасли нуждаются в инвестициях.