В Рубцовске не могут справиться с несанкционированной торговлей и стихийными рынками
Стихийная торговля воистину стихия. Как ни пытаются власти Рубцовска справиться с ней, она, похоже, непобедима. Пятачки, на которых торгуют зеленью, овощами и прочими огородными вкусностями, в Рубцовске были всегда. А еще с незапамятных времен их облюбовали жители деревень, снабжающие горожан молоком. Приходил пригородный поезд, и наряду с рабочими, спешащими на заводы (а их было пять и все работали!), на платформу выходили тетеньки в белых платочках с бидонами.
Ныне это самый крупный очаг несанкционированной торговли в Рубцовске. Как пишет "Алтайская правда", в рядах, расположенных в нескольких метрах от территории рынка "Северный", продаются не только овощи и фрукты, но и молочная продукция, мясо, рыба. Если молочка распродается с утра, то остальное находится под открытым небом целый день. В летний полдень над мясными и рыбными прилавками витает смрадный дух, роятся мухи.
И при этом спрос постоянный. Да и как ему не быть, если деревенское молоко, сметану или творог в Рубцовске почему-то можно купить только в местах несанкционированной торговли. Не заходят молочники на официальную территорию, хоть ты тресни! Первая причина, которая приходит в голову: им не хочется платить за место. Вторая: этих мест нет.
– Ничего подобного! – уверяет директор рынка "Северный" Елена Горбунова. – У нас 200 свободных мест. Можем разместить всех, кто сейчас торгует на улице, и даже места останутся. Для тех, кто реализует молоко или продукцию с собственного огорода, это обойдется в 20 рублей в день. В мясных отделах дороже – 100 рублей.
Может, продавцы ничего не знают об этом? Так ведь нет – работники рынка и руководитель в том числе неоднократно подходили к торгующим, обозначали цену вопроса, рассказывали о преимуществах нахождения на официальной территории, где есть и прилавки, и холодильник, и санэкспертиза. Люди слушали, кивали, и все оставалось по-прежнему.
Стихийный рынок исчезает лишь во время визита в Рубцовск высоких гостей. Правда, в большинстве своем торговцы прячутся в ближайших дворах, о чем сообщают постоянным клиентам по телефону. Одна из женщин во время такого "мероприятия" зашла со своим молоком на рынок. Поторговала, понравилось, что чистый прилавок, удобно, стоимость места маленькая. Однако на следующий день стояла в прежних рядах. Объяснила это просто: "Здесь я одна, остальные – там, значит, меня покупатели не найдут". Кстати, так рассуждают многие продавцы: все пойдут, и я пойду.
За приторгованные места держатся не хуже, чем иные за работу в офисе. Здесь поток покупателей не иссякает. А вот попытки открыть новые рынки до сих пор были обречены на неудачу. Недолго просуществовали "Октябрьский" на Черемушках и "Западный" в соответствующем поселке. Не стали эти места популярными ни у продавцов, ни у покупателей. На Черемушках по сей день улица Северная представляет собой длинный овощной базар с вкраплением прилавков с вещами и различных киосков. Жителям спального микрорайона удобно: возвращаешься домой с работы и по пути покупаешь все необходимое.
Несанкционированную торговлю удалось почти победить только в одном месте – у рынка "Центральный": за территорией осталось всего несколько человек с разной мелочовкой. Стихийные базары могут дрогнуть разве что под натиском крупных торговых центров, построенных на их месте. Относительно недавно с лица центрального проспекта им. Ленина исчезли пятачки, которые отнюдь не украшали облик города. Однако переместились они не так уж и далеко, буквально на другую сторону, во дворы, что не прибавило счастья жителям окрестных домов. Они с таким соседством воюют долго и безуспешно. После дня бойкой торговли остаются груды мусора.
Несколько лет назад в Рубцовске наблюдался всплеск борьбы со "стихией". Торговцев штрафовали, разгоняли, прилавки сносили. Но, между прочим, горожане на это отреагировали скорее отрицательно, ведь пострадали обе стороны: одни лишились заработка, другие – недорогих продуктов с огородов и подворий. Резонанс был настолько серьезным, что больше такие меры не применялись. Теперь работники ЖКХ борются с незаконной торговлей при помощи административной практики. Проводят рейды и составляют материалы, которые передают на рассмотрение специальной комиссии. Самый большой штраф, который может грозить нарушителю, – три тысячи рублей.
Хотя, если подумать, надо ли преследовать тех, кто занимается уличной торговлей? Не лучше ли построить на тех же приторгованных местах прилавки, организовать ветконтроль и уборку мусора и пустить эту торговлю в цивилизованное русло? Ведь удалось же это сделать неподалеку от проспекта Рубцовского. Возвели торговый центр, а убежавшим во дворы уличным продавцам оборудовали навесы. Вроде бы тот же мини-рынок, но гораздо опрятнее.