Барнаул - не Париж: почему в краевом центре не строят жилья площадью восемь квадратов

Вы хотели бы жить в квартире площадью восемь квадратных метров? Наверное, нет. Ну, а если денег ни на что больше не хватает, а снимать надоело, свой угол хочется? Но даже самую дешевую из квартир, студию, в ипотеку брать все равно не решаетесь – работа сегодня есть, а завтра ее нет, из банка придут, скажут - съезжай. 

В Париже вон не гнушаются, квартиры на 8 квадратов там строят, народ раскупает, как горячие пирожки. Недавно сюжет о микроквартирах показали по одному из федеральных каналов. Довольно любопытно. Благодаря выдумке дизайнеров интерьера и мастеров-мебельщиков в этих клетушках действительно можно жить. По крайней мере одному. В квартирах этих есть все, что нужно – санузел с душевой кабиной, раковина, кровать и шкафы, плательные и книжные, стол и стулья, место для телевизора – все выдвигается из "стенки" и прячется при необходимости. Такая вот квартира-конструктор. Почему их не строят у нас? Что думают об этом чиновники, сами строители, дизайнеры, потенциальные покупатели?

Журнал "Алтайская Стройка" опросил барнаульцев - что они думают о том, насколько перспективно строить в Барнауле и крае жилье сверхмалой площади?   

 Андрей Удалов, коммерческий директор ГК "Партнер" (ЖК "Облака" и "Демидов парк"):  
 
- Перспектив строительства восьмиметровых квартир в Алтайском крае я не вижу. Проект к примеру ЖК "Облака" и "Демидов парк" разрабатывался с привлечением ученых-урбанистов, с ориентацией на каждый регион, в котором мы строим. Наверное, кто-то и купил бы, но не думаю, что восьмиметровки стали бы востребованы настолько, что появится резон в их массовом строительстве. Да и сколько будет стоить  такая квартира? Не думайте, что вполовину меньше. Учтите, что в таком доме будет больше лифтов, инженерных и прочих коммуникаций, а это дополнительные, и немалые, затраты.  Ну, может, тысяч на 200 будет дешевле, чем 18-метровая студия. У нас это минимальная квартира. Цены на студии на этапе котлована начинаются с 630 тысяч. Дом строится быстро, примерно год. Если брать студию в ипотеку, ежемесячный платеж составит тысяч пять. При средней зарплате в 20 тысяч человеку, тем более семье, это вполне под силу. Думаю, жилье - это не тот случай, когда имеет смысл предельно экономить. Если уж покупать квартиру, то с дальним прицелом - на то, что семья через какое-то время станет больше. Из восьмиметровой квартирки тогда точно придется съезжать. А студию можно перепланировать, сделать ее более пригодной к изменившейся ситуации. 




Андрей Геттих, заместитель начальника Главстроя Алтайского края:
 

 - Ничего хорошего я в этом не вижу. У нас минимальная площадь жилья уже и так до 16-18 квадратных метров дошла. Это очень мало с учетом того, что люди у нас покупают квартиру, чтобы жить в ней долго, не исключено, что всю жизнь. А как жить на восьми квадратах? Тем более заводить семью, растить детей? Не представляю, как можно на восьми метрах обеспечить себе и своей семье нормальную жизнь! В Париже, скорее всего, такие клетушки изначально покупаются на непродолжительное время. На период учебы, например, или работы. Но в принципе дома с квартирами минимально допустимой  площади строить можно было бы – но ориентироваться при этом не на продажу, а на сдачу жилья в аренду. Вариант строительства доходных домов вполне перспективный, на мой взгляд. Квартиры в них, может, и не по восемь метров будут, а побольше, все-таки даже стандартный номер в гостиницах имеет площадь 16-18 квадратов, и это без кухни. Вопрос в другом: строительство доходного дома (как и любого многоквартирного дома) стоит немалых денег, а его окупаемость может растянуться лет на десять. Инвесторы сегодня не интересуются проектами со столь длительными сроками окупаемости, и их можно понять. Да и в стране вообще арендных домов сегодня единицы, и строятся они, как правило, если удается привлечь бюджетные средства. Встречаются также случаи строительства так называемого ведомственного  жилья, его возводят крупные промышленные предприятия для своих работников. Например, такие есть в Кемерово. Но вариант ведомственной квартиры тоже не всех может устроить, так как это квартира не твоя и ты в ней живешь, пока работаешь на предприятии. Быть заложником ситуации устраивает не всех. В Барнауле рынок аренды жилья довольно развит, активен. Хотя по большей части это серый рынок.  Но в целом сегмент арендного жилья должен развиваться и дальше, это направление перспективное. Правда, здесь есть существенные ограничительные моменты, которые нужно учитывать. В частности, не очень выгодное налогообложение. Но я хочу отметить, что наше правительство ведет серьезную работу в части совершенствования нормативной базы в сфере строительства.



Евгений Ганеман, исполнительный директор Союза промышленников Алтая:
 
 
- Вообще себе такого представить не могу, даже с учетом дизайнерских находок по части оптимальной планировки пространства. Думаю, никаких перспектив у строительства таких клетушек нет. Все-таки у нас возможностей побольше, чем в Гонконге. У них там земля на вес золота, за каждый квадратный метр борются, а у нас в Сибири с этим проблем нет. С нашими-то просторами да менталитетом! 
Опыт возведения малогабаритного жилья есть в Барнауле. Там в рамках программы по переселению людей из аварийного жилья несколько лет назад взялись строить квартиры-студии. Просто потому, что по закону, сколько квадратных метров у человека было в попавшем под снос доме, столько ему и положено в новом. Метр в метр, превышение не финансируется. Слышал, что среди переселенцев немало было недовольных этими студиями.  Маловато. Люди привыкли там жить более просторно: со своими подвалами, гаражами, подсобками. А покупать за деньги квартиру в восемь метров – зачем? Кому это надо? Разве что студентам, приехавшим  из села? Да, для них родители покупают жилье, как правило, на период обучения. А потом продают. Но у многих селян какие-никакие сбережения, как правило, имеются. Хватает и на однокомнатную. Пусть и, бывает, в складчину с родителями других студентов из той же деревни. Но все-таки это полноценная квартира.



Юрий Гатилов, генеральный директор строительной компании "Жилищная инициатива":
 

 - Восьмиметровые квартиры? Категорически против. Вы вот в пример Париж приводите, а я вам другой пример приведу, из нашей с вами жизни периода 90-х. Помните, как тогда все иронизировали, что живем в панельных домах, где в квартирах не развернуться, так тесно и неудобно? Говорили, что это позор. А теперь будем людей в клетушки загонять? Это ведь каменное гетто будет, я вас уверяю. Первоначально, может, и студенты, молодые семьи купят, особенно приехавшие из сел, у их семей на большее просто денег не будет. Но очень быстро произойдет ротация, и такие дома превратятся в бомжатник. Мигранты из ближнего зарубежья, злостные неплательщики коммунальных услуг и т.д. Сами себе проблему подготовим…  Строительство – категория социально-экономическая. Государство здесь должно играть важную роль. Надо не квартиры нарезать на клетушки, а промышленность поднимать, чтобы каждый работающий человек мог купить себе нормальную квартиру. Если уж приводить примеры, то лучше про Канаду вспомнить. Там людям нарезают участки, ставят блок, а дальше стройся сам. Блок – это что-то вроде вагончика, в котором можно жить, блок оборудован для этого. Пристроил второй, третий, постепенно вырос дом для большой семьи. И молодой человек, встав обеими ногами на землю, быстрее и лучше начнет понимать, что такое жизнь, как она устроена. Строительство своего дома – хороший стимул для развития человека. А вообще, зачем мы все время на заграницу смотрим, в пример ее ставим? Мы не в Париже живем, а в Барнауле. У нас свои реалии и своя голова на плечах. И то, что восьмиметровки нам не подходят – факт. Как и студии, о которых столько разговоров. Их строить тоже не надо. Приведу пример одной строительной компании , в качестве застройщика участвующей в программе переселения людей из аварийного жилья в новое,  пришлось эти студии строить в немалом количестве. В том доме для переселенцев предназначалась примерно половина квартир, а вторую, с нормальными квартирами различной площади, выставили в свободную  продажу. Квартиры там раскупили все желающие по рыночной цене. Так вот через полгода эти покупатели, насколько я в курсе, стали продавать свои квартиры и покупать жилье в других домах. Если все-таки студии строить, то это, считаю, должен быть некий социальный дом, с особым за ним контролем, с нарядом милиции, специальными правилами проживания. Как это было в общежитиях в советское время, помните? Доходные дома? Об этом вообще стоит забыть, не та экономическая ситуация. Вот вырастет уровень заработной платы, тогда можно и вспомнить о доходных домах. Пока нам это не светит.

Алексей Валуйский, дизайнер:

- Думаю, такие квартиры вообще не надо строить. Да, одному какое-то время пожить можно. Но если речь о молодежи, то надо учесть, что и гости будут, а где им разместиться? На восьми метрах что можно?  Умыться-побриться, поесть-поспать. Но не жить, тем более думать о семье, ребенке. Лично я бы при условии, что денег нет ни на какое жилье и купить можно только в ипотеку, квартиры меньше 18-20 метров даже не рассматривал бы. Да и студии тоже не вариант, но в них хоть какой-то воздух ощущаешь, хоть какое-то пространство! Но, думаю, появись в продаже 8-метровые квартиры, их тут же раскупят, сколько бы ни было. Хотя бы для того, чтобы другим в аренду сдавать. В жилье сейчас многие свои средства вкладывают. Я бы все же рассмотрел вариант блок-секций: 2-3 комнаты (квартиры) с общим санузлом и коридором. Но если и это вольность, то тогда уж продавать такие клетушки лучше вместе со встроенной мебелью. Это подороже будет, но не настолько, как если потом самому заказывать стенку-трансформер. Оптом, на 20-30 микроквартир, заказ на простейшую трансформирующуюся мебель будет существенно дешевле, на 30-50%.  Обустроить восемь метров с максимальной пользой –задача  для дизайнера, в общем-то, привлекательная. Чем сложнее, тем интереснее. Думаю, появится больше, чем один вариант решения. Надо – сделаем. Но, может, все же не надо такие уж крохи-квартиры строить?

Фото с сайта www.designzoom.ru
Читайте полную версию на сайте