В Амстердаме демонтировали экспозицию крымского золота

Музей Алларда Пирсона (Нидерланды), в котором находится скифское золото из четырех музеев Крыма, демонтировал экспозицию и перенес ценности в другое помещение. Директор Керченского историко-культурного заповедника Татьяна Умрихина заявила "Известиям", что процедура прошла с грубым нарушением контрактных условий и поставила под угрозу сохранность ценностей.

― Музей Алларда Пирсона сообщил, что ему необходимо освободить залы для других выставок. Крымские музеи могли бы войти в его положение и согласиться на перемещение, если бы были обеспечены все условия, предусмотренные контрактом и принципами межмузейного взаимодействия, но этого сделано не было, ― сказала Татьяна Умрихина.

Согласно договорам, заключенным между Амстердамским университетом (ему принадлежит Музей Алларда Пирсона) и каждым из четырех музеев Республики Крым (Керченский историко-культурный заповедник, Центральный музей Тавриды, Бахчисарайский историко-культурный заповедник, национальный заповедник "Херсонес Таврический"), перемещение экспонатов производится только с разрешения их владельцев.

Кроме того, в контрактах оговорено, что в демонтаже экспозиции должны участвовать по два представителя от каждого музея: только они имеют полномочия открывать витрины и паковать экспонаты. Эти процедурные условия не были соблюдены.

Музей Алларда Пирсона известил коллег из Крыма о своих намерениях. Однако официальные приглашения в Амстердам ― по одному на музей ― были присланы 20 ноября, то есть за четыре дня до запланированного изъятия предметов из витрин.

― Если учесть, что 22 и 23 ноября ― выходные дни, мы просто не имели возможности оформить документы для въезда в Нидерланды. Получается, что нас сознательно отлучили от процесса, ― считает заместитель директора по научной работе и главный хранитель коллекции драгоценных металлов Керченского историко-культурного заповедника Наталья Быковская.

Крымские музейщики заявили протест против перемещения ценностей и выдвинули свои условия, но амстердамские коллеги ответили отказом.

— Музей объявил, что будет делать так и в такие сроки, как ему удобно. Для межмузейного взаимодействия это нонсенс, — заявила Татьяна Умрихина.

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

По ее словам, при процедуре перемещения не присутствовал ни один хранитель или реставратор из музеев и заповедников, владеющих экспонатами. Прилететь в Амстердам смогли только "несколько человек из Крыма", имеющих открытые шенгенские визы. Все они напрямую не связаны с коллекцией. Наблюдать за происходящим в непосредственной близости им не позволили, производить фотосъемку запретили.

Наталья Быковская уверена, что существует "совершенно явная угроза сохранности экспонатов".

— Мы предоставили ценности, ориентируясь на отчеты о системе безопасности конкретных залов. А сегодня у нас нет ни одного документа, подтверждающего, что новое хранилище столь же безопасно. Несмотря на все наши просьбы, нам отказывают в праве документально оформить пребывание экспонатов в музее, — подчеркнула Быковская.

Официальный представитель Музея Алларда Пирсона Яша Ланге не согласен с обвинениями крымских коллег.

— Ценности не покидали стен нашего здания. Процедура их перемещения была тщательно скоординирована с музеями Крыма, и их представители присутствовали при проведении работ, — заявил он "Известиям".

На вопрос, почему приглашения музейщикам Крыма были отправлены так поздно, Ланге не ответил.

Президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова подтвердила, что перемещение ценностей в отсутствие лиц, курирующих выставку, является нарушением музейных норм.

— Когда зарубежные музеи предоставляют нам картины, они присылают куратора хотя бы на один день. Без него ничего вывешивать нельзя. Если нужно что-то скорректировать или снять с экспозиции, мы снова вызываем куратора. Это обязательное условие межмузейного сотрудничества, — пояснила "Известиям" Ирина Антонова.

19 ноября крымские музеи подали коллективный иск в суд Амстердама с требованием вернуть ценности на родину. Изъятие экспонатов из витрин без контроля кураторов может стать основанием для еще одного иска.

Глава коллегии адвокатов "Жорин и партнеры" Сергей Жорин считает, что крымские музейщики имеют право требовать от голландских коллег не только возврата коллекции, но и финансовой компенсации.

— В любом договоре прописаны штрафные санкции за его неисполнение. Кроме того, если неисполнение договора одной стороной повлекло убытки другой стороны, они тоже должны быть возмещены. Это могут быть, например, расходы на юристов, — отметил Жорин.

Он добавил, что с юридической точки зрения бездействие Музея Алларда Пирсона, в течение нескольких месяцев ожидавшего подачи иска, — тоже нарушение закона.

— Если музей считает, что вещи не нужно возвращать в Крым, он должен был выступить инициатором судебного процесса. Если же он просто не вернул ценности, ожидая разбирательства между другими сторонами, это может быть квалифицировано как самоуправство, — пояснил адвокат.

Ставшая скандальной выставка "Крым. Золото и тайны Черного моря" открылась 7 февраля 2014 года — за 37 дней до референдума, по итогам которого полуостров вошел в состав России. Специалисты назвали экспозицию крупнейшей зарубежной выставкой в истории Украины. В Амстердам были вывезены около 500 экспонатов из пяти музеев: четырех крымских и Национального музея истории Украины (Киев).

В конце марта амстердамский музей вступил в переговоры с Россией и Украиной по поводу судьбы вывезенных ценностей. Будущее киевских экспонатов сомнений не вызывало (они уже давно отправлены на Украину), а вот участь основной, крымской части коллекции стала предметом спора.

Россия заявила, что золото должно вернуться в родные музеи независимо от их государственной принадлежности, поскольку контракт на выставку подписывался не между странами, а между музеями. Украина парировала: экспонаты включены в Музейный фонд страны и являются госсобственностью, а потому должны быть переданы Киеву.

Музей Алларда Пирсона устранился от конфликта.

"Музей решил не принимать решения о том, какой из сторон следует передать спорные объекты. Он исполнит решение квалифицированного судьи или третейского судьи или дождется соглашения между сторонами", — говорилось в коммюнике Университета Амстердама, которому принадлежит музей. До того, гарантировала голландская сторона, "спорные предметы будут храниться в безопасности".

Поскольку спустя почти три месяца, прошедших с закрытия экспозиции, России и Украине не удалось прийти к соглашению, крымские музеи решили подать судебный иск. 

По словам Сергея Жорина, иски в национальных европейских судах обычно рассматриваются довольно быстро.

— Если умышленной затяжки не будет, я думаю, что дело решат за пару месяцев или даже быстрее, — считает адвокат.

Свою лепту в борьбу России за золото скифов внес премьер-министр Крыма Сергей Аксенов, объявивший, что до урегулирования спора музеи в отличие от остальных госучреждений полуострова не будут проходить процедуру ликвидации — только так они смогут защищать свои права в суде.

По информации "Известий", судебный иск со стороны Украины по поводу возврата ценностей еще не подготовлен.

Читайте полную версию на сайте