Россиян могут оставить без компенсаций за банковское мошенничество
Ассоциация региональных банков России (АРБР) подготовила поправки в
Гражданский кодекс, по которым суд вправе уменьшить размер убытков,
которые взыскиваются с банка по факту необоснованных списаний с карт
клиентов. Для этого банк должен доказать, что инцидент произошел из-за
грубой неосторожности клиента. Об этом "Известиям" рассказали в АРБР.
Президент ассоциации, зампредседателя комитета Госдумы по финрынку
Анатолий Аксаков сообщил "Известиям", что такая инициатива была
высказана на экспертном совете комитета Госдумы по финрынку и отражает
позицию банковского сообщества. По словам Аксакова, сейчас поправки
направлены на рассмотрение в Минфин и Центробанк; он готов их внести в
Госдуму после того, как они выскажут свою позицию по вопросу.
Эта
идея возникла у банкиров как защитная реакция на фоне действия нового
закона и растущих издержек на компенсации клиентам — 1 января 2014 года
вступили в силу поправки в закон "О национальной платежной системе"
(НПС). С тех пор банки обязаны возмещать клиенту ущерб от
несанкционированных списаний средств после получения от клиентов
уведомления, что данная операция совершена без его согласия. Однако
клиент должен уведомить банк о несанкционированных списаниях не позже
чем в течение суток после инцидента — в противном случае банк может не
возмещать убытки.
Предполагается, что банк будет сам подавать в
суд на клиента с иском о возмещении убытков. Но в суд могут обратиться и
сами клиенты, которым недобросовестный банк затягивает выплату: законом
об НПС не предусмотрены четкие сроки возврата денег клиенту, и в данном
случае расторопность банка показывает, насколько ему важен клиент.
Аксаков пояснил, что новые поправки вносятся в Гражданский кодекс, а не специальный закон об НПС.
—
Даже при внесении изменений в закон об НПС нужно будет менять ГК в этом
направлении, — говорит он. — В то же время в Госдуме находится
президентский законопроект, изменяющий вторую часть ГК и регулирующий
такие вопросы, как потребительское кредитование, факторинг, банковский
вклад, расчеты и так далее. Он принят в первом чтении в 2012 году в
рамках целого пакета поправок в ГК, готовится ко второму, поэтому
поправки можно вносить как раз ко второму чтению законопроекта.
Аксаков привел пример грубой неосторожности клиента: гражданин потерял карту, на которой написан PIN-код. Сейчас банк даже в этом случае — при передаче PIN-кода третьим лицам — должен возмещать убытки по несанкционированным списаниям с карт в полном объеме по закону об НПС.
Зампред
комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и
предпринимательству Виктор Климов, руководитель проекта "Общероссийского
народного фронта" "За права заемщиков", отмечает, что причина появления
инициативы понятна: у банков значительно возросли выплаты после
принятия закона о НПС (исчисляются сотнями миллионов рублей), и
участились случаи мошенничества.
— В данном случае речь идет о снижении банковских рисков и ужесточении процедуры возврата денежных средств для клиентов, — сказал Климов. — Безусловно, последним придется предоставлять больше доказательств, будет больше бумажной волокиты. Но самое главное в данной инициативе — это определение формулировок. Они должны быть очень четкими, так как что такое частичное возмещение убытков? Сколько это — 5% или 50%? Человек либо виновен в том, что у него деньги украдены, либо нет. Половинчатость здесь весьма нежелательна, и вряд ли в таком виде эта новация сможет помочь рынку. Что касается неосторожности клиентов, то, конечно, довольно часты случаи, когда PIN-код хранится рядом с картой, и существует ряд весьма понятных способов уберечь себя от потери средств (установление лимитов по карте, подключение SMS-информирования, соблюдение тайны пароля и т.п.).
Председатель
Союза потребителей России Петр Шелищ считает, что при рассмотрении
споров по несанкционированным списаниям с карт должен применяться
дифференцированный подход в зависимости от степени неосторожности
клиента.
— Если гражданин намеренно передал PIN-код третьему лицу, то банк не должен нести ответственность, и суд вправе уменьшить размер убытков до нуля, — говорит Шелищ. — Иначе не исключен рост мошенничества со стороны физлиц и — как следствие — ухудшение финансового положения банков. Даже в ГК говорится о том, что нужно проявлять разумную предусмотрительность. Другая ситуация — когда клиент потерял карту с написанным на ней PIN-кодом. В этом случае возможно снижение убытков, но не отказ от их возмещения в полном объеме.
Руководитель
Центра правового обеспечения розничного бизнеса Бинбанка Ирина Гудкова
заметила, что не понятно, как новая норма в случае ее внесения в ГК
будет действовать на практике.
— Банкам чрезвычайно сложно доказать, что инцидент произошел из-за грубой неосторожности клиента. В правилах использования банковских карт, которые должен соблюдать клиент, банки предусматривают обязанность хранить в тайне, например PIN-код карты, но доказать документально, что клиент это правило нарушил, крайне затруднительно, если только клиент сам не признается в этом. Если обязанность доказывания будет опять возложена на банки, такая помощь банку работать не будет, и убытки вряд ли снизятся, — говорит Гудкова.
В
настоящий момент презюмируется ответственность банков независимо от их
вины, поясняет Дмитрий Самигуллин, управляющий партнер адвокатского бюро
RBL.
— Отсутствие вины надо доказывать банку, а возможности
для этого у них ограничены. Так как они не имеют права заниматься
оперативно-разыскной деятельностью, то доказать это, скорее всего, будет
возможно только в рамках расследования уголовного дела, — рассказал
юрист. — Сейчас латентность преступлений в сфере банковских платежных
карт достигает 95–99%, то есть до следствия и суда они не доходят —
правоохранительными органами возбуждаются уголовные дела только по 1–5%
от общего количества преступлений. Таким образом, создаются предпосылки к
тому, что, по сути, держатели карт лишены мотивации для безопасного и
бережного их хранения. Конечно, рядовые граждане являются более слабой,
незащищенной стороной во взаимоотношениях с банками и их защита на
законодательном уровне нужна. Это и было сделано в ФЗ "О национальной
платежной системе". Но не учитывать степень вины граждан в данном случае
было бы ошибкой. Тем более что судебная практика, пока хоть и
немногочисленная, показывает, что граждане часто проявляют грубую
неосторожность при пользовании картами, например, не предпринимая
элементарных мер защиты информации о карте, доверяя их мошенникам.
Самигуллин
считает, что законопроект АРБР будет принят и сбалансирует практику
применения нормы о возмещении банками убытков по несанкционированным
списаниям с карт, поскольку в этом случае будут учитываться интересы
обеих сторон — банков и владельцев карт. Как именно механизм будет
работать, покажет судебная практика, добавил собеседник. В Центробанке и
Минфине не ответили на запросы "Известий".