Алтайские учителя уверены, что все дети получат за итоговое сочинение «зачет»
Председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Алтайском крае Ольга Крайник прокомментировала введение итогового сочинения по литературе как допуск к государственной итоговой аттестации:
- С октября этого года и до сих пор краевым методическим объединением учителей по русскому языку и литературе ведется значительная работа для того, что снять боязнь у педагогов, детей и их родителей по написанию итогового сочинения, введённому в 2015 г. Были организованы консультации, семинары, вебинары для учителей и учащихся. Более 50 педагогов прошли курсы повышения квалификации по подготовке к итоговому сочинению на базе Алтайского государственного университета. Это во многом позволило снять напряжённость новой формы контроля. Однако по-прежнему оставалась "боязнь" технологического момента. А когда учащиеся узнали, что будет организовано пробное написание сочинения, волна негатива совсем ушла. 20 ноября для них состоится та самая психологическая подготовка: все школьники Алтайского края смогут попробовать свои силы и убедиться, что зачет получить просто, если писать по теме, опираясь на литературные произведения.
По содержанию сочинение отнюдь не новая форма. Оно как вид работы никогда не отменялось. На протяжении всего курса обучения дети пишут сочинения по прочитанным произведениям, анализируют систему образов, эпизоды литературных произведений, дают литературоведческие анализы и т.п. Это обыкновенная текущая аттестация, с которой знакомы и учителя, и ученики. С 5 по 11 классы эта работа предусмотрена стандартами и рабочими программами, поэтому сочинение вовсе не следует рассматривать как нововведение. Другое дело, что сегодня оно становится неким контролирующим элементом не только на уроке, но и за его пределами, в частности, даёт возможность ученику получить дополнительные баллы при поступлении в вузы.
Тематические направления, которые связаны с его написанием, во-первых, близки "по духу" современным детям: они достаточно актуальны, подходят возрастным и психологическим особенностям школьника-старшеклассника. Во-вторых, не столько проверяют знание литературного произведения, сколько дают возможность "раскрыться" ученику как зрелой, мыслящей, думающей личности, показать свои умения рассуждать, аргументировать, строить логические заключения, доказывать и критиковать. То есть это не анализ произведения литературы, а темы, над которыми можно размышлять в плане этических, нравственных вещей, моральных законов.
Еще одна особенность заключается в том, узких тем, в которых были указаны произведения для анализа, как это было много лет назад, нет и не будет. А это значит, что ребенок может в своих рассуждениях анализировать ЛЮБОЕ литературное произведение, а не только источники школьной программы. В этом – большой плюс. Могу сказать одно – убеждение, что наши дети не читают – это миф. Современные подростки увлекаются произведениями о мире и его законах, об устройстве мироздания (фантастика) и месте человека в этом новом мире, о нравственных и моральных ценностях информационного общества. Следует отметить, что многих современных писателей и поэтов мы, учителя, открываем для себя благодаря нашим ученикам.
Система оценивания работы в этом году – достаточно проста, а выполнение критериев – факт, который не вызывает сомнений у учителей. Во-первых, это соответствие теме, причём нет понятия "полнота-глубина" ответа, главное, чтобы ребенок так или иначе дал ответ на поставленный вопрос, сумел показать свой взгляд на поставленную проблему. Во-вторых, это опора на литературный материал. И здесь можно по-разному дать анализ прочитанного произведения: от элементарного пересказа с обязательными элементами комментирования (для зачёта на школьном уровне вполне достаточно) до глубокого литературоведческого размышления (а это уже серьёзная заявка для получения баллов при поступлении в вуз). Выполнение этих двух обязательных критериев, по моему мнению, для учеников, регулярно пишущих сочинение на уроках и дома, – вполне реально!
Есть ещё 3 критерия – композиция сочинения, речевое оформление, грамотность. Только один из них (любой) должен быть с отметкой "зачтено". Таким образом, в целом при оценивании сочинения для положительного результата на уровне школы из 5 критериев учащийся должен получить зачёт по 3.
Учительство Алтайского края уверено, что все наши дети получат за итоговое сочинение "зачет", цитирует ее слова пресс-служба Главного управления образования и молодежной политики .
Как уже сообщало ИА "Амител", 20 ноября в Алтайском крае выпускники текущего года напишут пробное сочинение по литературе. Официально итоговое сочинение около 11 тысяч выпускников напишут 3 декабря. Также установлены дополнительные сроки: для выпускников прошлых лет, обучающихся, получивших неудовлетворительный результат, не явившихся или не завершивших сдачу по уважительным причинам – 4 февраля и 6 мая 2015 года. Оно является итоговой аттестацией для допуска к ЕГЭ, форма оценивания – зачет или незачет.
- С октября этого года и до сих пор краевым методическим объединением учителей по русскому языку и литературе ведется значительная работа для того, что снять боязнь у педагогов, детей и их родителей по написанию итогового сочинения, введённому в 2015 г. Были организованы консультации, семинары, вебинары для учителей и учащихся. Более 50 педагогов прошли курсы повышения квалификации по подготовке к итоговому сочинению на базе Алтайского государственного университета. Это во многом позволило снять напряжённость новой формы контроля. Однако по-прежнему оставалась "боязнь" технологического момента. А когда учащиеся узнали, что будет организовано пробное написание сочинения, волна негатива совсем ушла. 20 ноября для них состоится та самая психологическая подготовка: все школьники Алтайского края смогут попробовать свои силы и убедиться, что зачет получить просто, если писать по теме, опираясь на литературные произведения.
По содержанию сочинение отнюдь не новая форма. Оно как вид работы никогда не отменялось. На протяжении всего курса обучения дети пишут сочинения по прочитанным произведениям, анализируют систему образов, эпизоды литературных произведений, дают литературоведческие анализы и т.п. Это обыкновенная текущая аттестация, с которой знакомы и учителя, и ученики. С 5 по 11 классы эта работа предусмотрена стандартами и рабочими программами, поэтому сочинение вовсе не следует рассматривать как нововведение. Другое дело, что сегодня оно становится неким контролирующим элементом не только на уроке, но и за его пределами, в частности, даёт возможность ученику получить дополнительные баллы при поступлении в вузы.
Тематические направления, которые связаны с его написанием, во-первых, близки "по духу" современным детям: они достаточно актуальны, подходят возрастным и психологическим особенностям школьника-старшеклассника. Во-вторых, не столько проверяют знание литературного произведения, сколько дают возможность "раскрыться" ученику как зрелой, мыслящей, думающей личности, показать свои умения рассуждать, аргументировать, строить логические заключения, доказывать и критиковать. То есть это не анализ произведения литературы, а темы, над которыми можно размышлять в плане этических, нравственных вещей, моральных законов.
Еще одна особенность заключается в том, узких тем, в которых были указаны произведения для анализа, как это было много лет назад, нет и не будет. А это значит, что ребенок может в своих рассуждениях анализировать ЛЮБОЕ литературное произведение, а не только источники школьной программы. В этом – большой плюс. Могу сказать одно – убеждение, что наши дети не читают – это миф. Современные подростки увлекаются произведениями о мире и его законах, об устройстве мироздания (фантастика) и месте человека в этом новом мире, о нравственных и моральных ценностях информационного общества. Следует отметить, что многих современных писателей и поэтов мы, учителя, открываем для себя благодаря нашим ученикам.
Система оценивания работы в этом году – достаточно проста, а выполнение критериев – факт, который не вызывает сомнений у учителей. Во-первых, это соответствие теме, причём нет понятия "полнота-глубина" ответа, главное, чтобы ребенок так или иначе дал ответ на поставленный вопрос, сумел показать свой взгляд на поставленную проблему. Во-вторых, это опора на литературный материал. И здесь можно по-разному дать анализ прочитанного произведения: от элементарного пересказа с обязательными элементами комментирования (для зачёта на школьном уровне вполне достаточно) до глубокого литературоведческого размышления (а это уже серьёзная заявка для получения баллов при поступлении в вуз). Выполнение этих двух обязательных критериев, по моему мнению, для учеников, регулярно пишущих сочинение на уроках и дома, – вполне реально!
Есть ещё 3 критерия – композиция сочинения, речевое оформление, грамотность. Только один из них (любой) должен быть с отметкой "зачтено". Таким образом, в целом при оценивании сочинения для положительного результата на уровне школы из 5 критериев учащийся должен получить зачёт по 3.
Учительство Алтайского края уверено, что все наши дети получат за итоговое сочинение "зачет", цитирует ее слова пресс-служба Главного управления образования и молодежной политики .
Как уже сообщало ИА "Амител", 20 ноября в Алтайском крае выпускники текущего года напишут пробное сочинение по литературе. Официально итоговое сочинение около 11 тысяч выпускников напишут 3 декабря. Также установлены дополнительные сроки: для выпускников прошлых лет, обучающихся, получивших неудовлетворительный результат, не явившихся или не завершивших сдачу по уважительным причинам – 4 февраля и 6 мая 2015 года. Оно является итоговой аттестацией для допуска к ЕГЭ, форма оценивания – зачет или незачет.
Для выпускников с ограниченными возможностями предусмотрена иная форма сдачи – изложение. Написать работу выпускникам предстоит за 3 часа 55 минут, разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Справка:
Ольга Михайловна Крайник – председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Алтайском крае, руководитель краевого профессионального объединения учителей русского языка и литературы, член Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку, кандидат педагогических наук, доцент.
Под ее руководством и при непосредственном участии с 2010 по 2014 годы повысили квалификацию почти 1000 педагогов Алтайского края. Только в этом году она совместно с Институтом содержания и методов образования Российской академии образования (г. Москва) она организовала очно-заочные курсы повышения квалификации почти для 600 учителей русского языка и литературы края.
Результатом оказания непрерывной методической помощи учителям-словесникам Алтайского края является улучшение результатов государственной итоговой аттестации.
Также Ольга Михайлова является автором нескольких программ повышения квалификации, среди которых подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации, разработка контрольно-измерительных материалов для внешней оценки качества образования в образовательных учреждениях, работа с одаренными детьми, работа педагога в рамках внедрения ФГОС и др.