Китайский газопровод может увеличить инвестиции в Алтай

Проект строительства газопровода "Алтай", рамочное соглашение о реализации которого было подписано в Пекине, вызвал бурное обсуждение в экспертном сообществе. Одни ждут дополнительных инвестиций в развитие регионов, другие опасаются за сохранность природных и культурных памятников в зоне прокладки трубы. При этом большинство экспертов пока не знакомо с окончательным вариантом проекта.

Еще десять лет назад Россия и Китай договорились о газовом сотрудничестве, предусматривающем поставку российского природного газа в КНР. Как пишет "Российская газета", в 2006 году началась активная разработка проекта строительства газопровода "Алтай". К 2010-му были проведены все технико-экономические исследования маршрутов, завершена стадия обоснования инвестиций. Планировалось, что в 2011 году начнется строительство газовой трубы, но реализацию проекта отложили. Нынешней весной стороны вернулись к его обсуждению, и в начале ноября подписали меморандум и рамочное соглашение о поставках газа из России в Китай по "западному" маршруту.

В отличие от уже реализуемого российско-китайского "восточного" проекта "Сила Сибири", "Алтай" имеет ряд преимуществ. Во-первых, он предусматривает поставку газа с уже действующих месторождений Западной Сибири, и его прокладка на большей части трассы будет проводиться вдоль уже действующих газопроводов. Во-вторых, протяженность "Алтая" по территории России значительно короче - 2,6 тысячи километров, тогда как длина "Силы Сибири" составляет четыре тысячи километров. И в-третьих, его проект имеет очень высокую готовность к началу строительства. Это значит, что реализация "западного" маршрута потребует меньше времени и средств.

К минусам можно отнести критику данного проекта со стороны некоторых экологических и общественных организаций, которые уже на протяжении нескольких лет требуют изменить маршрут прохождения газопровода по территории Республики Алтай так, чтобы он не затрагивал плато Укок, входящее в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Руководитель экологического фонда "Алтай - XXI век" Михаил Шишин считает, что выгоднее было бы направить газопровод в Китай через Казахстан. "Так мы сохранили бы уникальный природный памятник и получили бы дополнительного потребителя газа в лице Казахстана", - отметил эколог.

Надо отметить, что за последние полгода после "оживления" проекта "Алтай" свои услуги в качестве транзитной страны предложила не только Республика Казахстан, но и Монголия, также заинтересованная в поставках российского газа. Но, хотя окончательный вариант проекта пока не озвучен, большинство экспертов сходятся во мнении, что маршрут прокладки газопровода останется прежним: из Югры в Ханты-Мансийском автономном округе, по территории Ямало-Ненецкого АО, Томской и Омской областей, Алтайского края в Республику Алтай, где газовая труба должна пересечь российско-китайскую границу по перевалу Канас. Косвенным подтверждением тому могут служить данные о технико-экономических параметрах газопровода, размещенные на официальном сайте "Газпрома". Региональные власти Республики Алтай и Алтайского края, уже возобновившие переговоры с газовиками об инвестициях и преференциях при строительстве "Алтая", также убеждены, что газопровод пройдет по ранее проработанному маршруту.

- Никаких изменений в проекте не предусмотрено, - заявил "РГ" первый вице-премьер правительства Республики Алтай Роберт Пальталлер. - Газопровод пройдет по той части плато Укок, где разрешена хозяйственная деятельность. При строительстве будут соблюдены все экологические и природоохранные требования, в чем представители ЮНЕСКО смогут убедиться по его окончании.

Роберт Пальталлер особо подчеркнул, что возведение одной из крупнейших трансазиатских газовых магистралей даст серьезный импульс социально-экономическому развитию региона. Республика рассчитывает на создание 450 новых рабочих мест, а также на 3,5 миллиарда ежегодных налоговых отчислений, что позволит увеличить доходы региональной казны почти на треть.

Большие надежды с газовой трубой на Китай связывает и Алтайский край. Губернатор региона Александр Карлин убежден, что строительство активизирует выпуск стройматериалов в крае, позволит задействовать алтайские подрядные и субподрядные организации.

- Мы пока не имеем проект, но, по всем признакам, потребуется технологическая автодорога, которая будет обеспечивать строительство, а затем эксплуатацию газопровода, - отметил Александр Карлин. - К тому же несколько лет назад мы с руководством "Газпрома" обсуждали возможность отвода природного газа для использования его в тех территориях, по которым будет проходить газопровод. Надеемся, что она сохранится.

Кроме того, "под китайский газопровод" алтайские ученые планируют разработать проекты по переработке природного газа. А сибирские археологи надеются исследовать культурно-исторические памятники в зоне строительства.

Между тем

Проект строительства транзитного газопровода "Алтай" рассчитан на поставку в Китай тридцати миллиардов кубометров газа год. В дальнейшем при его реализации могут быть построены вторая и третья нитки, что позволит увеличить потенциальную производительность до ста миллиардов кубометров в год.

Читайте полную версию на сайте