По следам ОБХСС: утопающий бизнес рискнет спасти себя сам

Неравнодушные предприниматели в ассоциации с Агентством стратегических инициатив (АСИ) утвердили доклад, который уже 1 декабря должен лечь на стол президенту России. Текст, как заявили "Ленте.ру" в АСИ, пока держится в строгом секрете, но известно, что в нем отражены системные проблемы ведения и запуска нового бизнеса, касающиеся всех регионов страны. Предполагается, что президент отреагирует на документ, раздав поручения профильным ведомствам. Доклад подготовлен на основе "контрольных закупок", совершенных самими предпринимателями. Эту практику планируется продолжать.

Суровый климат

Условия, в которых вынужден выживать бизнес в России, давно стали притчей во языцех. Только ленивый не писал о том, как трудно приходится российскому бизнесмену. Особенно относящемуся к категории "среднего" или "малого". Тем не менее в конце октября был опубликован рейтинг Всемирного банка Doing Business (DB), в котором Россия заняла 62-е место из 189 возможных. Примечательно, что в том же рейтинге три года назад мы были на 123-м месте. Можно ли считать данный показатель существенным прорывом?

С одной стороны, такое передвижение по шкале рейтинга нельзя не признать успехом. Но с другой стороны, возникает закономерный вопрос: удалось ли Всемирному банку увидеть действительное состояние делового климата в России? Если говорить о нормативах, по которым живет предпринимательское сообщество и которые являются аргументами для принятия решения о месте страны в рейтинге DB, то можно говорить об изменении в лучшую сторону. Однако на практике не все так радужно. Бизнесменам по-прежнему приходится сталкиваться с многочисленными проблемами. К слову, эксперты Всемирного банка основывались на данных только по Москве и Санкт-Петербургу. В глубинку никто не залезал.

Между тем Россия всегда была сильна провинцией. Большинство талантов — именно оттуда. А на местах, к сожалению, ситуация зачастую безрадостная.

Фото: Александр Коряков / "Коммерсантъ"

Например, закон отводит процедуре регистрации собственности не более 18 дней. Но в разных регионах все складывается по-разному. В частности, в Московской области для регистрации хватит 15 дней, а в Санкт-Петербурге фиксируются задержки в выдаче свидетельств до двух недель сверх нормативных 18-ти. Предприниматели отмечают удобство и простоту процедуры в Калужской и Магаданской областях, где нет очередей, однако, к примеру, в Свердловской области только на то, чтобы подать заявление, необходимо предварительно записаться за два месяца или сутки отстоять очередь возле отделения.

И это лишь то, что касается регистрации предприятий. Любой же предприниматель постоянно сталкивается со сложностями, касающимися взаимоотношений с проверяющими органами, обращений за кредитами в банки и так далее.

Возрождение советского опыта

Ранее никто на это не обращал внимания. Трудности ведения бизнеса в России считались чем-то само собой разумеющимся. Но отечественная бизнес-культура постепенно повышается, и предприниматели хотели бы сами влиять на данный процесс. Их желание вылилось в работу, которую осуществляет объединение "Клуб лидеров" по соглашению с Агентством стратегических инициатив. Речь идет о так называемых "контрольных закупках".

Механизм достаточно прост. Обычные предприниматели приходят в то или иное государственное учреждение (например, чтобы зарегистрировать предприятие) и фиксируют: можно ли записаться для оказания услуги через электронную очередь; есть ли очередь в самом учреждении в назначенный день; не устраивают ли проволочек с принятием документов; через какое время выдают разрешительные бумаги и так далее. Отчет о своих мытарствах они присылают в АСИ, где данные со всей России анализируются и оформляются в виде доклада. Сам доклад передается президенту России, который по совместительству является главой наблюдательного совета АСИ.

Программу "контрольных закупок" запустили год назад. И по результатам проверок уже выяснилось, что упрощение процедур таможенного администрирования в стране идет неплохо, а вот утвержденные нормы по подключению к электросетям (процедура должна занимать не более 180 дней), напротив, не выполняются.

В Екатеринбурге выявлена проблема с регистрацией предприятия. Большая часть территориальных управлений госорганизаций, отвечающих за этот вопрос, работают по предварительной записи — на месяц или два вперед. А в те отделения, куда принимают без записи, можно попасть, только отстояв сутки в очереди. По результатам "контрольных закупок" были предприняты меры. В том числе, местные офисы оснастили видеокамерами для фиксации проблем в режиме реального времени.

Фото: Евгений Переверзев / "Коммерсантъ"

В Москве при проведении "закупки" выяснилось, что программное обеспечение на основе продукта "КриптоПро", используемого при онлайн-регистрации, трудно установить — для этого требуется чуть ли не профессиональная подготовка. Кроме того, обнаружился существенный минус программы, позволяющей подать документы на государственную регистрацию онлайн при помощи электронно-цифровой подписи только одному учредителю и лишающей такой возможности, в случае если у предприятия два и более учредителей. Проблему удалось решить за несколько дней благодаря взаимодействию участника "контрольной закупки" с Управлением регистрации и учета налогоплательщиков Федеральной налоговой службы России.

Банк, который должен быть взломан

До недавнего времени мониторинг проводился только по регистрации предприятий и собственности, таможенным процедурам и подключению к электросетям.

В ноябре текущего года добавилось еще одно важное направление — оценка условий кредитования в госбанках и их готовности выдавать займы малому и среднему бизнесу.

Как говорит председатель правления банка "Региональный кредит" Александр Черствов, в государственных банках малый и средний бизнес до недавнего времени считался непрофильным клиентом. Внимание уделялось преимущественно крупному бизнесу, федеральным и муниципальным программам. "Часто в крупных банках предприниматели обслуживаются в тех же подразделениях и отделах, что и частные лица, хотя здесь нужны совершенно другие процедуры", — подчеркивает Черствов.

По словам директора по направлению "Новый бизнес" АСИ Артема Аветисяна, курирующего данный проект, "мы не можем повлиять на ставки, но хотя бы процедуры получения кредита должны быть прозрачными". В том, что касается доступности кредитных ресурсов, предполагается проверять, насколько качественно госбанки работают с заявками, каковы сроки выдачи кредитов, а также какие требования выдвигаются клиентам.

Фото: Олег Харсеев / "Коммерсантъ"

Генеральный директор Innovate Group Ян Березин заранее предполагает, что вряд ли кто-нибудь из "агентов бизнеса" сможет кредитоваться без проблем. "Из первых рук знаю в деталях с десяток негативных историй получения кредита на компанию: от неадекватной оценки банками предоставляемой отчетности до странного и порой губительного для деловой репутации компании отношения службы безопасности банка всего лишь к заявке на кредит", — говорит он.

Благими желаниями

Хорошо если механизм заработает, и по результатам "контрольных закупок" бизнеса будут предприниматься реальные шаги. Но если оптимизировать взаимодействие властных структур и бизнеса на местах еще более-менее возможно, то как влиять на взаимоотношения предпринимателей с предпринимателями, пусть даже и государственными? Это к вопросу о проверках госбанков.

По мнению директора по развитию инвестиционной компании QB Finance Маргариты Горшеневой, если исходить из простой логики бизнеса, то все его субъекты вовсе не обязаны заниматься благотворительностью и помогать друг другу. "Соответственно, какие есть рычаги для упрощения процедуры кредитования банками среднего и малого бизнеса? — вопрошает она. — Сделать процедуры более прозрачными, наверное, можно, но это не гарантирует бизнесу беспрепятственного финансирования".

Как говорится, время покажет. В любом случае, без тесного диалога бизнеса и власти нормальный деловой климат в стране создать невозможно.

Лента.Ру

Читайте полную версию на сайте