Легендарный барнаульский преподаватель танцевала в кино с Юрием Никулиным

"Не хотите ли сняться в кино?" - такой вопрос однажды задали Дине Ивановне Мещеряковой. Услышать фразу, с которой началось немало карьер в отечественном кинематографе, некоторые люди мечтают всю жизнь. Но, увы, вероятность столкнуться в столичном городе с ассистентом режиссера, выискивающим в толпе интересные лица, ничтожно мала

Однако Дине Мещеряковой – легендарному преподавателю, которого знает буквально каждый в городе филолог, посчастливилось услышать этот вопрос. Более того, благодаря случайной встрече в ленинградском троллейбусе Дине Ивановне удалось сняться в нескольких картинах (пусть и в эпизодических ролях) у таких режиссеров, как Алексей Герман, Анатолий Вехотко и Наталия Трощенко, Илья Авербах, пишет "Вечерний Барнаул".

"На пять баллов!"

– Было это в начале сентября 1975 года. На тот момент я после окончания ЛГУ год проработала в новом Алтайском государственном университете и приехала в Ленинград, чтобы поступить в аспирантуру на кафедру классической филологии. Только представьте: я прямо с самолета направилась к своей приятельнице, у которой собиралась остановиться. Села в троллейбус на Петроградской стороне и замечаю, что сидящая рядом женщина на меня очень внимательно смотрит. Убедившись, что мы с ней не знакомы, расслабилась и вдруг слышу: "Извините, а вы не хотели бы сняться в кино?". Я растерялась, но женщина продолжала: мол, один очень интересный режиссер Алексей Герман (к тому времени он еще не был широко известен, хотя уже снял свой первый фильм "Проверка на дорогах", который надолго положили на полку) снимает фильм по произведению Константина Симонова "Записки Лопатина" под названием "Двадцать дней без войны". Нужно было снять два последних эпизода: сцену на заводе и встречу Нового года. Причем приступить к съемкам женщина попросила меня уже 8 сентября. Позже выяснилось, что именно на этот день был назначен первый экзамен в аспирантуру, куда я была направлена от АлтГУ. Позвонила своей попутчице Инне Григорьевне, ассистенту режиссера, со словами: "Никто не знает, получится из меня актриса или нет, но вот если я не явлюсь на экзамен, то для руководства вуза это будет весьма неприятный инцидент". В итоге Инна Григорьевна пригласила меня посетить "Ленфильм" и познакомиться с Германом. Разумеется, я с радостью согласилась.

Алексея Германа мы встретили в актерском кафе. Меня представили ему прямо в очереди. Увидев меня, он вдруг обратился к Инне Григорьевне: "За эту находку ставлю тебе пять баллов!". Для себя это объяснила так: в фильме описывалось военное время, а потому и актеры требовались худые. Из "Ленфильма" выскочила совершенно счастливая.

"Меня уже снимают?"

– Из-за экзаменов мне пришлось пропустить съемки в первом эпизоде. В итоге осталась сцена встречи Нового года, которую снимали в начале декабря на протяжении трех дней в одном из павильонов "Ленфильма". Разумеется, пришла я вся расфуфыренная с распущенными волосами. Но гримеры от моего прикида не оставили ничего: косметику смыли, волосы заплели корзинкой, надели на меня крепдешиновое платье, какую-то кофту, черные мужские ботинки. На тот момент даже не предполагала, кто я и что мне предстоит делать в кадре. А потом подошел Герман и объявил: "Вы будете плясать под гармошку!". Я в шоке, ведь плясать не умею. К тому же больше всего боялась того, что актеры будут надо мной смеяться. Но никто надо мной не смеялся, а потому репетировала свой танец сначала робко и неуклюже, но потом все смелее и смелее. В итоге к концу дня не на шутку разошлась и лихо отплясывала, никого не смущаясь. И вот объявили репетицию, пляшу и вдруг понимаю, что в павильоне стоит подозрительная тишина. Смотрю – Герман улыбается, одобряюще кивает. И вдруг я останавливаюсь со словами: "А что, меня уже снимают?", после чего режиссер мне замаячил - дескать, продолжай-продолжай. Я взялась за голову, отвернулась и давай плясать дальше. Позже с удивлением узнала, что именно этот эпизод из отснятого материала и вошел в фильм. Потом была еще сцена с Юрием Никулиным, которого приглашаю на танец… Но когда я все это увидела в еще не смонтированном виде на "Ленфильме", испытала шок. Не ожидала, что именно так выгляжу со стороны. И когда оператор назвал эту сцену лучшим эпизодом в фильме, я, конечно же, подумала, что он издевается надо мной. Как издевку восприняла и комплименты актрисы эпизодов Веры Липсток, не поверившей, что у меня за плечами нет актерского образования.

… Этот фильм славится своим звездным составом. В нем снимались Людмила Гурченко, Лия Ахеджакова, Алексей Петренко, Екатерина Васильева, Люсьена Овчинникова. Но такова особенность кино – на съемочной площадке Дина Ивановна пересекалась только с Юрием Никулиным, и то несколько раз. Людмилу Гурченко она встретила лишь мимоходом на лестнице.

Позже Дина Ивановна узнала, что этот фильм хотели отправить на Каннский фестиваль – выбирали между им и "Подранками" Николая Губенко. В итоге выбрали второй, так как фильм Германа снова лег на полку. И если бы не заступничество самого Константина Симонова (он, кстати, читает закадровый текст), то его еще долго не увидели бы зрители.

Киношные страсти

– Весной 1976 года мне предложили сняться в фильме Анатолия Вехотко и Наталии Трощенко "Кадкина всякий знает", где главные роли исполнили Георгий Бурков и Людмила Зайцева. Я там играла деревенскую бабу, причем за эту роль мне платили уже по актерской ставке, пусть и самой низкой - 8,5 руб. за съемочный день. Сначала снимали в павильоне, а потом июль и половину августа - в Калинине. Коварство кино таково, что оно собирается по кусочкам, причем не в хронологическом порядке, а беспорядочно, в зависимости от нужной погоды, от наличия актеров. К примеру, Бурков и Зайцева в гостинице не останавливались, они приезжали из Москвы только на свои съемки. Другие актеры, наоборот, охотно покидали родной дом для того, чтобы пожить этой богемной жизнью. Я же со временем поняла, что вся эта актерская жизнь – не для меня. Вероятно, поэтому держалась особняком, так как не всегда понимала, как нужно себя вести в этом окружении. Непонятны мне были и киношные страсти. Помню, как однажды ко мне в номер ворвался кто- то из съемочной группы, упал на колени, давай читать стихи… Все это мне показалось жутко наигранным, показным, совершенным исключительно ради эпатажа… Быть может, поэтому вся эта кинематографическая карьера закончилась для меня довольно грустно.

В 1977 году пригласил очень хороший режиссер Илья Авербах сняться в фильме "Объяснение в любви" с Юрием Богатырёвым и Эвой Шикульской. И вдруг, будучи избалована вниманием режиссеров, заметила, что Авербах вообще не обращает на меня внимания. А я тот самый актер, которого нужно постоянно подбадривать, хвалить, только так толк будет. И вот дня три-четыре езжу на съемки, которые проходят под Ленинградом, меня снимают крупным планом… Вдруг узнаю, что мой любимый педагог Аристид Иванович Доватур недоволен тем, что пропускаю его семинары. И тогда я взяла и не пошла на съемки. Что мне пришлось после этого выслушать в актерском отделе! Выяснилось, что на меня перевели километры пленки для того, чтобы я потом появилась в кадре с Богатырёвым. Я этого не знала. После той неприятной истории еще долго обходила "Ленфильм" стороной. Конечно, сегодня жалею, что тогда не снялась у Авербаха. А позже получила приглашение и от Киры Муратовой (она на тот момент снимала фильм "Познавая белый свет"), а потом и от создателей фильма "Рафферти" с Олегом Борисовым и Евгенией Симоновой в главных ролях. Причем я должна была играть в нем журналистку. Однако на тот момент не знала, что роль журналиста в нем исполнил Алексей Герман.

Читайте полную версию на сайте