У российского сегмента МКС появится коммерческий оператор

Российская компания "Даурия Аэроспейс" выступила с инициативой создания коммерческого оператора российского сегмента МКС. По мнению владельца "Даурии" Михаила Кокорича, коммерческий потенциал станции можно реализовывать гораздо полнее, организовав сервис по запуску сверхмалых спутников с МКС, а также перестроив процесс проведения экспериментов внутри станции и на ее внешних поверхностях.

Свою идею совладелец и основатель "Даурии" Михаил Кокорич изложил экспертному совету коллегии Военно-промышленной комиссии на прошлой неделе.

По замыслу руководства "Даурии", коммерческий оператор МКС сможет взять на себя работу с заказчиками запусков и научных экспериментов в модулях МКС. Оператор также займется стандартизацией: для повышения эффективности использования ресурсов МКС предлагается создать серию специализированных стандартных адаптеров как для вывода космических аппаратов, так и унифицированных модулей для проведения экспериментов.

В частности, речь идет о создании стандартизированных контейнеров для запуска спутников формата CubeSat, которые кратны по размерам кубикам 10 x 10 см. В "Даурии" подчеркивают, что стандартизация упростит работу космонавтов, которым потребуется меньше времени для операций с научным оборудованием.

— Мы обсуждаем пути более полного использования МКС с Роскосмосом и РКК "Энергия" как головной организацией по пилотируемой космонавтике, — рассказал Кокорич "Известиям". — Разумеется, мы готовы взять на себя роль коммерческого оператора МКС, но тут решение принимать не нам. В любом случае с "Энергией" мы уже реализуем проект по созданию адаптера для запуска сверхмалых спутников на транспортных кораблях "Прогресс". Технические проработки "Даурии" и "Энергии" показали возможность размещения четырех типовых транспортных контейнеров для спутников на внешней стороне "Прогрессов". Мы сейчас разрабатываем такой контейнер, используя исключительно российские компоненты.

"Даурия Аэроспейс" главным образом занимается созданием малых космических аппаратов (МКА). Спрос на них в последние годы уверенно растет. Но пока подавляющее большинство заказов на запуски с МКС получают американцы, использующие для отведения пусковых контейнеров на безопасное расстояние от станции роботизированный манипулятор Kibo, поставленный на МКС японцами. 

Руководитель Федерального космического агентства Олег Остапенко заявил "Известиям", что, когда проработанное предложение по использованию ресурсов МКС поступит, Роскосмос будет готов его рассмотреть.

— Примем решение исходя из того, насколько это выгодно России, — отмечает Остапенко. 

По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрея Ионина, опыт с назначением коммерческого оператора российского сегмента МКС стоит поставить.

— В принципе такая компания существовать может, что следует из опыта наших партнеров по проекту МКС, — говорит Ионин. — То же самое можно попытаться сделать и у нас, эксперимент позволит говорить о дальнейших перспективах такого бизнеса. 

В рамках федеральной космической программы РФ на поддержание и развитие МКС из бюджета на 2006–2015 годы выделено 186,6 млрд рублей. 

Наша страна как участник проекта МКС покрывает далеко не самую большую часть расходов на содержание станции. Ранее начальник управления пилотируемых программ Федерального космического агентства Алексей Краснов в интервью "Известиям" рассказал, что российский взнос на содержание МКС составляет порядка $1 млрд в год. Примерно столько же тратит на нее Европейское космическое агентство, до $1,5 выделяет Япония и порядка $3 млрд — США. В сумме получается, что содержание МКС обходится в $6,5 млрд в год.

 


Читайте полную версию на сайте