Госдума предлагает ввести понятие «убежище на Родине»
В пояснительной записке сказано, что если по каким-то причинам гражданин не может оформить консульские документы или какое-либо государство препятствует ему законно прибыть в Россию, то он имеет право, оказавшись на территории России и обратившись к представителям власти (либо при пересечении границы к пограничникам) попросить убежище для себя и своего ребенка, устно подтвердив гражданство. В отношении него будут проведены мероприятия по установлению личности и факта гражданства РФ, после чего признается его право нахождения на территории России.
Напомним, ранее Госдума приняла законопроект, который позволяет беспрепятственно возвращаться домой гражданам России, которые по каким-либо причинам лишились паспорта. Но для этого они должны обратиться в российские диппредставительства или консульства в приграничной территории, после чего им будет выдан временный документ.
Максим Шингаркин считает, что такой меры недостаточно, потому что очень часто во время кризисной ситуации у человека просто не будет возможности обратиться в представительство. Кроме того, существует ряд причин, по которым российские консульства просто не смогут помочь.
— Надо понимать, что во многих странах российская консульская служба находится в одном или нескольких городах, а у наших граждан есть задача получить убежище в России. Для этого необходимо создать возможность гражданам Российской Федерации получать убежище на Родине. Например, иностранец может обратиться за политическим убежищем, а российский гражданин — за убежищем на Родине. Не имея полного комплекта документов на руках, не имея разрешения от иностранного государства пересекать свою границу, он имеет полное право как гражданин получить убежище, — заявил депутат.
Парламентарий пояснил "Известиям", что если при умышленном нарушении правил пересечения границы Российской Федерации человек заявляет, что он гражданин, и просит защиты для себя и своего ребенка, то в соответствии с этим законом Российская Федерация освобождает гражданина от ответственности за незаконное пересечение границы РФ. Впоследствии гражданин получает все необходимые документы, и, что самое важное, документы получает и его ребенок, даже если его вторым родителем является иностранный гражданин.
— Соответственно, если наш гражданин выкрал своего собственного ребенка, незаконно удерживаемого в условной Норвегии, и при этом не лишен родительских прав российским законодательством, он может обратиться к погранслужбе и получить помощь. И тут не может возникнуть никаких проблем, так как это было мероприятие для обеспечения убежища гражданина на Родине. То есть мы предлагаем ввести новое законодательное понятие — "убежище на Родине", — подчеркнул Максим Шингаркин.
Автор законопроекта привел в пример резонансную историю об аресте известного российского бизнесмена Виктора Бута, арестованного в Таиланде и экстрадированного в США, где он отбывает 25-летний тюремный срок. Надо сказать, что в конце 2012 года Виктор Бут уже просил власти США передать его российской стороне для отбывания наказания в Россию, в чем, разумеется, было отказано. По мнению парламентария, граждане России должны быть под юрисдикцией российского суда, а не иностранного.
— Если к российскому гражданину, приехавшему получить защиту от произвола на Родину, у иностранного государства есть претензии, то они должны направить материал о привлечении к уголовной ответственности и прислать своих представителей. После чего будет судебный процесс, и если они доказывают его вину, то после вынесения приговора подсудимый отправляется отбывать наказание. Но сидеть он должен в России, а не быть пленником в американских лагерях, — отмечает парламентарий.
Максим Шингаркин особо подчеркнул, что человеку может быть отказано в убежище только по одной причине — в случае его отказа от гражданства.
— Пока гражданин России сам лично и добровольно не отказался от гражданства, он не перестает им быть. Это аксиома. Поэтому если гражданин оказался на территории Российской Федерации — специально или случайно, — он всё равно наш и выдаче не подлежит, — сказал парламентарий.
Депутат Госдумы Андрей Свинцов поддержал инициативу своего коллеги. Парламентарий считает, что есть очень много примеров, когда этот закон мог бы фактически спасти жизни людей.
— Известны похищения наших граждан в Евросоюзе и Турции для сексуального рабства. Их приглашают то по учебному обмену, то сиделками работать, а заканчивается всё это в притонах Стамбула. Естественно, у них отбирают документы, любые деньги и украшения, которые они бы могли продать. Мне как к депутату приходили обращения с просьбами кого-то найти или оказать иную помощь. Поэтому всю систему — а это письма в посольства, в МИД, прокуратуру и многое другое — я знаю. Здесь, конечно, любое облегчение для граждан Российской Федерации при пересечении границы приветствуется, — считает парламентарий.
Свинцов отметил, что закон должен быть предельно продуман. В первую очередь необходимо разработать систему по полной идентификации личности.
— Нужны хорошо оборудованные помещения для временного содержания, где действительно можно будет идентифицировать личность — выяснить, является ли человек гражданином России, не находится ли он в розыске. То есть надо будет проводить полный анализ. Но в любом случае, если человек находится без документов, утверждает, что он гражданин России, государство обязано принять определенные меры, — говорит депутат.
По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, законопроект требует значительной доработки, но идея защиты прав россиян, которые бегут от преследования на Родину, актуальна. Эксперт считает, что право выносить решение об амнистии нужно предоставить суду.
— На мой взгляд, тут нужна следующая норма: если российский суд примет решение о том, что преследование осуществлялось незаконно или по политическим мотивам, то в этом случае суд снимает с человека ответственность за нарушение госграницы. Естественно, что это время гражданин должен находиться на территории России и, возможно, под домашним арестом, чтобы прояснить всю ситуацию, — отметил Михаил Делягин.
— Если эта инициатива направлена на реагирование на экстренную ситуацию и обеспечение безопасности граждан России и их детей, то, конечно, я поддерживаю эту идею, — заявила "Известиям" сопредседатель Национальной родительской ассоциации Елена Третьякова.
Эксперт при этом добавила, что в остальных случаях должны полностью соблюдаться правила, установленные нашим государством и соответствующими международным нормам, тем более если это связано с детьми.
Опрос на ИА "Амител":