ВВП России не снизился благодаря гособоронзаказу, урожаю и девальвации

По оценке Росстата, рост ВВП в III квартале составил 0,7% к тому же периоду 2013 г. после роста на 0,8% во II квартале и на 0,9% в первом. Оценка совпала с расчетами Мин­экономразвития, ранее сообщавшего о замедлении роста экономики до 0,7% в III квартале. За январь — сентябрь, по расчетам министерства, экономика выросла на 0,8%.

С устранением сезонности экономика в III квартале осталась на нуле, так же как и во II квартале (в I квартале был спад на 0,5%; все цифры — в сравнении с предыдущим кварталом), посчитало министерство. Избежать спада в III квартале удалось благодаря оживлению экономической активности в сентябре, объяснило оно в мониторинге. В августе, по оценкам министерства, экономика сократилась на 0,4% после роста на 0,4% в июле, в сентябре снова выросла на те же 0,4% несмотря на интенсификацию западных санкций и снижение цен на нефть.

Как пишут "Ведомости", данные о структуре роста будут опубликованы Росстатом позже, и пока не ясно, что же смогло поддержать такой рост экономики, рассуждает Эльдар Вахитов из Barclays Research: потребительский спрос и промышленный выпуск продолжали слабеть, инвестиционный спад усилился. Вероятно, урожай оказался лучше ожидаемого, предполагает он.

В силу сезонности вклад сельского хозяйства в ВВП в III квартале максимален, оно, по данным Росстата, за июль — сентябрь выросло на 11% (против роста на 3% годом ранее), в том числе в сентябре — на 16,6% (1,8% в сентябре-2013). Помимо хорошего урожая, в сентябре экономику поддержало улучшение ситуации в промышленности, объясняло Минэкономразвития. Инвестиционный спад, как и спад в строительстве, продолжился, однако несколько ускорился рост потребления, несмотря на падение реальных зарплат и доходов.

Рост промышленности в 2014 г. почти полностью обусловлен государственным, в том числе оборонным, заказом, точнее, подотраслью "производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств", выяснил Центр развития ВШЭ. За январь — август прямой вклад этой подотрасли в промышленный рост составил ровно половину — 0,7 п. п. из 1,4%. А с учетом косвенного влияния (на каждые 100 руб. добавленной стоимости "гостранспортостроения" необходимо потратить примерно 120 руб. на отечественное сырье и материалы) она обеспечила практически весь промышленный рост полностью, посчитали Николай Кондрашов и Елена Балашова из Центра развития.

В августе торможение роста реальных (с учетом инфляции) зарплат перешло в их снижение, которое продолжилось в сентябре. Рост розничного товарооборота в III квартале замедлился втрое по сравнению с тем же периодом прошлого года (до 1,4%), но в сентябре немного ускорился (до 1,7%). Ускорение было только в непродовольственном ритейле и вызвано оно в том числе девальвацией, подтолкнувшей население увеличить покупки импортных товаров, как это уже происходило в марте, отмечал Вахитов; вторая причина — статистический эффект сравнительной базы (снижение темпов роста розницы в сентябре 2013 г.). Оборот продовольственной розницы падает с мая: ускорение темпов роста цен на продовольствие, к сентябрю ставшее почти двукратным по сравнению с прошлым годом, привело к сокращению потребления продуктов низкодоходными группами населения, объясняло Мин­экономразвития.

Несмотря на то что в сентябре положение несколько улучшилось, рост экономики остается под угрозой из-за геополитических факторов, низких цен на нефть и слабого рубля, отмечают Алексей Девятов и Ольга Стерина из ФК "Уралсиб". Стагнационный тренд продолжится и скорее всего усилится в 2015 г. из-за более низких цен на нефть, жесткой монетарной политики и продолжающейся геополитической неопределенности, считает Вахитов.
Читайте полную версию на сайте