До 6 миллионов рублей может составить новый ежеквартальный налог на малый бизнес

опубликован на сайте Государственной думы. Предложение внес член партии "Единая Россия" депутат Андрей Макаров. 

Новые поборы коснутся предприятий торговли, общественного питания, парикмахерских, швейных ателье, химчисток и т.п. Размер налога будет зависеть от арендуемой под бизнес площади и целого ряда других параметров. Так, за каждый квадратный метр торгового зала или зала ресторана надо будет платить 6 тысяч рублей. Если нет отдельного зала, или он меньше 50 квадратных метров, сумма налога составит 600 тысяч рублей.

- Возникает вопрос: почему депутат Макаров внес поправки сразу ко второму чтению? Это что, такая технология незаметно протаскивать любые изменения законов без экспертного обсуждения, без официального одобрения правительства? Тихой сапой поставить перед фактом огромную армию людей, по чьим интересам такой закон может ударить?! - негодует председатель Некоммерческого партнерства "Бизнес Солидарность" Яна Яковлева.

- Закономерным результатом этой законотворческой "технологии" стало "сырое" состояние законопроекта – к нему есть много вопросов, на которые нет ответа. Например, как считать базу и коэффициенты для определения размера муниципального сбора? Что включать в эту базу, какие факторы учитывать? Из текста поправок понять невозможно ничего.

Главный вывод после ознакомления с этим проектом таков: государство готово распрощаться с малым бизнесом насовсем. Его принятие означает закрытие многих ресторанов, кафе и других небольших заведений сферы услуг: булочных, салонов красоты. Им не останется ничего другого, как переложить дополнительные расходы на потребителя, но я боюсь, что те не примут новый уровень цен.

"СП": - Судя по всему, для малого бизнеса наступили тяжелые времена…

- С начала года платежеспособный спрос на товары и услуги малого бизнеса сократился очень сильно. Если брать производственный сегмент, то только за октябрь этого года количество заказов в натуральном выражении упало вдвое! Конечно, в торговом сегменте, особенно что касается продовольственного сектора, снижение спроса не такое резкое, но оно уже замечено всеми предприятиями малого и среднего бизнеса.

При этом ставки аренды торговых и производственных помещений будут ощутимо расти, поскольку арендодатели уже начали привязывать их к доллару или евро. Дорожает бензин, коммунальные платежи… Так что рост накладных расходов вкупе с падающим спросом уже добивают малые предприятия. Резкий рост муниципальных налогов в этом контексте может восприниматься лишь как последний гвоздь в крышку гроба, в который уже почти уложили отечественного предпринимателя...

"СП": - Насколько вероятно, что этот законопроект будет принят?

- Пока остается лишь надеяться, что это личная, несогласованная с правительством инициатива депутата Макарова, нацеленная на выполнение его личного плана по законодательным инициативам… Или, возможно, этот проект был согласован с администрацией президента, но запущен в Госдуму как пробный шар для прощупывания общественного мнения.

Пока не ясно, что в действительности происходит, но я не думаю, что поправки в таком виде пройдут голосование в Госдуме. Безусловно, какие-то дополнительные сборы с малого бизнеса в нынешних экономических условиях введут, никто во власти не обещал уберечь бизнес от дополнительных налогов. Снижение цен на нефть действительно привело к необходимости срочного затыкания дыр в госбюджете, но невозможно все экономические проблемы в государстве решить лишь спекулятивной игрой на курсе рубля. Да и подавляющему большинству региональных или муниципальных бюджетов падение рубля дополнительных сборов не дало. Но именно на наполнение муниципальных доходов и нацелена обсуждаемая инициатива. Так что налоговый пресс в любом случае завернут покрепче.

Собственно, инициативу Макарова я пока рассматриваю лишь как этап подготовки общественного мнения к введению новых сборов. Главные же вопросы - когда введут новый сбор, сколько придется платить в конечном итоге предпринимателям – пока остаются без ответа.

- Если эти поправки будут приняты, то это станет настоящим вредительством. Проект допускает произвольное ежеквартальное изъятие миллионных сборов с каждого маленького предприятия. И эти сборы будет совершенно невозможно обойти. Фактически поправки предполагают сколь угодно большие налоги на любой вид деятельности, вплоть до организации платных туалетов, - сетует глава "Союза предпринимателей и арендаторов России" Андрей Бунич.

С начала этого года бизнесу и без только пришлось столкнуться с большими трудностями, начиная с падения спроса, вызванного общей рецессией экономики. В натуральном выражении реальное потребление товаров и услуг малых предприятий в среднем снизилось уже в полтора раза! Это предложение намного хуже, чем обещанный налог с продаж, на замену которому были предложены эти новые сборы. Оно хуже и для самочувствия бизнеса, и для потребителя, поскольку будет провоцировать куда больший рост цен.

"СП": - В чем главная опасность?

- Учитывая возможность муниципалитетов произвольно и в очень широких пределах устанавливать размер сборов, можно прогнозировать, что принятие этого законопроекта приведет к массовым разорениям, а также переделу сфер влияния, вытеснению с помощью административного ресурса конкурентов "своих" компаний в сфере услуг и торговли. Это означает снижение конкуренции, с которой у нас и так проблемы.

Можно смело прогнозировать волну новых "наездов" и произвола со стороны чиновников на малые предприятия. Ведь в большинстве своем чиновники на муниципальном уровне – временщики. Они не мыслят будущим: как их давление на бизнес отразится на деловой активности, самочувствии потребителей через год-два-три… Единственная задача, которую они решают – это выполнение текущего плана. Принятие поправок Макарова они однозначно воспримут, как команду срочно выжимать деньги. И плевать, если завтра сама налогооблагаемая база будет уничтожена, закроются предприятия, будут сокращены рабочие места.

"СП": - У нас ведь и так положение с малым бизнесом не ахти.

- Да, если в развитых странах малые и средние компании дают более половины ВВП - в некоторых государствах до 70%, - то у нас их доля не превышает 10-15%. Я думаю, что после введения всех планируемых нашими властями новшеств, эта цифра может сократиться и до 5%.

Мы видим, что наше правительство действует в противофазе с правительствами более успешных и развитых экономик… Мы и так на самых слабых позициях в мире и по числу участников малых форм предпринимательства, и по их экономическим результатам. Сегодня в России около двухсот тысяч малых компаний. Если считать микропредприятия, индивидуальных предпринимателей и фермерские хозяйства, исключив двойной счет и реально неработающие фирмы, то получится, что всего в этом секторе в действительности занято около полутора миллионов человек.

Только повышение в разы самозанятости населения может побороть безработицу, переломить тенденцию на сжатие национальной экономики. Государство не может одно решить все вопросы, у него на покрытие своих бюджетных обязательств денег нет, на поддержку рубля их нет… Но кто будет открывать бизнес в условиях резкого сокращения спроса и усиления налогового пресса?

Читайте полную версию на сайте