Эксперт: "скачок цен на бензин – дело рукотворное, и ФАС уже не спасет"

Накануне.RU рассказал президент ассоциации Росагромаш, председатель "Партии дела" Константин Бабкин.

 

Вопрос: Стоимость литра 95-го бензина достигнет отметки 50 руб. уже в следующем году. По крайней мере, такие расчеты представили на днях члены комитета Госдумы по энергетике. Согласно налоговому маневру, НДПИ на нефть с 2015 г. должен вырасти, что увеличит и внутренние цены на нефть и нефтепродукты. Что происходит в нефтяной отрасли – как раскулачивание нефтяников, если можно так выразиться, связано с повышением стоимости бензина? Справедлив ли этот механизм?

Константин Бабкин: Что-то я не наблюдаю раскулачивания нефтяников. Много лет Минфин проводит такую политику: идет повышение внутренних цен на нефтепродукты, но при этом снижаются экспортные пошлины на нефть. Таким образом, прибыль нефтяника не страдает. Постоянно повышается налог на добычу полезных ископаемых, акцизы на производство бензина, другие налоги, что вызывает рост себестоимости нефтепродуктов. То есть, новые правила нефтяники компенсируют тем, что повышают цены на нефтепродукты и на все виды переработки: на бензин, солярку, мазут. И им еще вдобавок снижают экспортные пошлины на сырую нефть, поэтому нефтяники дороже продают нам нефтепродукты и все активнее гонят сырую нефть на экспорт. Они в проигрыше-то не остаются. А в проигрыше от этой политики Минфина остаемся все мы, обычные граждане, которые платят дорогую цену за нефтепродукты на заправках, за товары, ведь в их стоимость, в конечном счете, входит и цена энергоносителей. И платит несырьевая экономика, у которой растет себестоимость из-за дорогих нефтепродуктов, подрывается конкурентоспособность российских несырьевых товаров, и мы теряем долю рынка.

Поэтому бюджет, вроде бы, в краткосрочной перспективе получает прибыль от того, что больше налогов собирает. Но при этом он душит реальную экономику и в перспективе доходы бюджета из-за этого снизятся: растет безработица, а безработных надо содержать, сокращается несырьевой сектор, он меньше платит налогов. Такая политика Минфина не то что безграмотная, а вредная, она грабит не нефтяников, а обычных граждан и несырьевой сектор России. Все это надо менять.

Вопрос: Нам все время рассказывали раньше, что у нас такие высокие цены на бензин, потому что высокая стоимость нефти. Но теперь стоимость нефти снижается – а цены на бензин будут расти?

Константин Бабкин: У нас в 2003 году, 10 лет назад, бензин стоил 13 рублей. При этом цена нефти колебалась, она стоила то 100 долларов, то 80, цены на бензин все это время росли. Сегодня они больше чем в три раза превысили цены 10-летней давности. Можно сделать вывод, что это сознательная политика правительства России, которая направлена на поднятие внутренних цен на энергоносители. И это фундаментально вредная политика. Удорожание цен на бензин на внутреннем рынке практически ничего общего не имеет с колебаниями мировых цен на нефть. Это все искусственное, рукотворное дело.

Вопрос: В большинстве стран мира цены на нефть и бензин стремительно падают. В частности, в США литр бензина уже стоит дешевле литра молока. Однако на наш рынок мировые цены на нефть мало влияют. Почему так?

Константин Бабкин: Много стран, где адекватная политика проводится. В других странах и кредитные ставки – 2%, а не 20%, как у нас. В других странах умеют снижать налоги, вот на днях в Канаде снизили налоги радикально. В США стремятся не задирать цены на энергоносители, а держать их максимально низкими, чтобы развивалась вся экономика, несырьевая – в первую очередь, чтобы развивалось сельское хозяйство. Именно проведением политики не в интересах реального сектора и объясняется то, что у нас кризис, что люди живут бедно. За примерами того, чем она чревата, далеко ходить не надо. Украина прошла дальше, чем мы, по пути деиндустриализации, и столкнулась с огромными проблемами.

Вопрос: Как проблема бензиновых цен связана с проблемами российских НПЗ? Из-за налогового маневра в них невыгодно будет вкладывать нефтяникам или проблема лежит глубже?

Константин Бабкин: Конечно, общая нестабильность, неадекватная политика накладывает отпечаток на всю экономику, инвесторы видят, что экономика непредсказуема, вложения сулят непонятные последствия, конечно, инвестиции в Россию сейчас не идут – масштабные инвестиции. Не идут они в несырьевой сектор, и нефтяники тоже не стремятся вкладывать в долгосрочные проекты, особенно в области переработки. Инвестиций в наши НПЗ недостаточны, соответственно, уровень переработки и качество переработки невысоки, и это тоже одна из причин, но не главная. Главная причина удорожания – это все-таки налоговая политика.

Вопрос: Если говорить о несырьевом секторе, о реальном производстве, то как скачок цен на бензин повлияет на промышленность, на АПК, и как следствие на рынок сельхозтехники?

Константин Бабкин: Влияние здесь очень простое - раз инвестиций в производство не происходит, то наращивается отставание от других держав, идет бегство капитала, растет безработица. Правда, сейчас это компенсируется удешевлением рубля, то есть у товаров с рублевой себестоимостью конкурентоспособность несколько поднялась, но это временно. Если политика государства не изменится, если она будет и дальше неадекватной, то в недалекой перспективе эффект от удешевления рубля будет перекрыт другими неадекватными действиями Центробанка и Минфина. Ничего хорошего для сельского хозяйства и для несырьевого сектора эти действия не несут.

Вопрос: Если действительно произойдет такой резкий скачок, может ли вмешаться государство, ФАС?

Константин Бабкин: Методами ФАС тут нельзя что-то изменить, а вот поменять руководство Центробанка и других ведомств было бы полезно. И сменить экономический курс.

Вопрос: Действительно ли есть перспективы народных протестов в связи с проводимой экономической политикой, как Вы считаете?

Константин Бабкин: Если не работает несырьевая экономика, не работает производство, растет безработица, миллионы людей выкинуты на улицу, они не чувствуют себя востребованными, они не видят для себя перспектив, то такое общество становится предметом манипуляций, сталкивается с проблемами, которые могут приобретать самые причудливые формы. Тут и падение морали, и различные искажения реальности в глазах общества, дальше алкоголизм, наркомания, ну и потом – массовые беспорядки, гражданские войны. Если власть не найдет в себе сил сменить экономический курс, то ничего исключать нельзя.

- See more at: https://www.nakanune.ru/articles/19666/#sthash.iYbFpAR8.dpuf
Читайте полную версию на сайте