"Расскажи мне про покупки...": ФАС проверит закупки Министерства образования

Общественное движение "Обрнадзор" совместно с экспертами в области госзакупок и коррупции проанализировали 223 государственных заказа Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ. На основании полученных данных был подготовлен экспертный доклад "Реестр сомнительных госзакупок в сфере образования" (имеется в распоряжении "Известий"), согласно которому коррупционная составляющая может присутствовать в более чем 165 заказах министерства на общую сумму 3,4 млрд рублей. Доклад вместе с запросом давнего оппонента министра образования депутата Госдумы Владимира Бурматова ("Единая Россия") направлен в Федеральную антимонопольную службы (ФАС) для проверки.

Руководитель движения Алексей Монахов пояснил, что анализ осуществлялся только по базовым антикоррупционным критериям, в связи с чем реальные цифры могут быть и выше.

— Результат очень удивил, потому что мы использовали только базовые антикоррупционные критерии в этом исследовании. По основным показателям 80% госзакупок в сфере образования имеют признаки сомнительных. Соответственно, можно представить, какой был бы результат, если бы использовались все критерии, в том числе "обоснование необходимости", — пояснил эксперт. — Например, многомиллионный заказ на совершенно несложный предмет услуг, а желающий на этот конкурс пришел только один. Почему? Потому что рынок знает, что участвовать бесполезно, найдут лишнюю или недостающую запятую — потеряешь деньги, а победитель уже назначен.

По мнению общественников, сомнительными являются и те конкурсы, в которых победителями становятся не компании, предлагающие наилучшую цену, а подведомственные министерству учреждения.

— Другой пример. Пришли четыре участника. Половина — подведомственные учреждения, говоря на деловом языке, дочерние компании министерства. Цены у этих компаний ниже на 2–4% от начальной, а два других участника — известные крупные коммерческие компании со снижением цены на 40–50%. Как показала практика, к конкурсу их либо не допустят, либо отдадут второе место. Наверное, потому что деньги должны оставаться в "семье". Отсюда следует другой пример критерия. Коммерсанты себе в убыток работать не станут и предлагают реальную цену, в которую с большой скидкой заложена и норма прибыли. По этому критерию легко рассчитать минимальный уровень коррупционной составляющей — это разница между ценовыми предложениями независимой крупной и известной на рынке компании и аффилированного победителя конкурса с минимальным снижением. Куда идет эта разница, нетрудно догадаться. В целом исследование говорит о низком уровне эффективности расходования государственных средств, — подытоживает Монахов.

Например, в июле 2014 года Министерство образования провело открытый конкурс на право заключения государственного контракта на сумму 28,8 млн рублей для выполнения работ по теме: "Разработка концепции развития информационно-технологической инфраструктуры сферы науки и технологий". В конкурсе приняли участие четыре организации, при этом ФГОБУ "Финансовый университет при правительстве РФ" предлагало выполнить работу за 15 млн рублей. Однако победителем стало ФГАУ "Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций", предложившее цену на 800 тыс. меньше заявленной министерством. Стоит отметить, что оценка второго учреждения была выше первого лишь на 2%. Однако министерство согласилось переплатить за эту "эффективность" 13 млн.

Депутат Госдумы, первый заместитель председателя комитета ГД по образованию Владимир Бурматов намерен ознакомить министра образования с результатами исследования.

— Итоги доклада подтвердили наши самые худшие опасения о нерациональном расходовании бюджетных средств. Впрочем, в этом Министерство образования упрекали уже не единожды. Цифра 80% шокировала даже меня, — признался депутат "Известиям". — Это, безусловно, возможные свидетельства коррупционных проявлений. Сегодня коррупция является основной проблемой Министерства образования. Я так понимаю, что этот процесс просто удобен всем и бороться с ним никто не собирается. В связи с этим я направляю данный доклад господину Ливанову, чтобы он имел возможность с ним ознакомиться. А в среду, когда он будет отчитываться перед парламентом на заседании Госдумы, я собираюсь задать ему вопрос — как он намерен и намерен ли вообще бороться с коррупцией внутри ведомства?

Депутат также добавил, что копия доклада будет направлена руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву, а в случае выявления нарушений законодательства — и в Генпрокуратуру.

— Считаю это необходимым, потому что так мы сможем сэкономить миллиарды. В следующий раз, когда Ливанов задумается лишать стипендии первокурсников для экономии денег, пускай лучше начнет рациональнее расходовать десятки миллиардов, которые выделяются министерству, — добавил парламентарий.

Верность выявленной цифры подтвердили "Известиям" и другие эксперты. Член экспертного совета при правительстве РФ, член рабочей группы по противодействию коррупции Сергей Стрельников назвал ее общей и для других министерств.

— Цифра в 80% мне кажется общей и следует из несовершенства законодательства в данной сфере. Это общая тенденция. Виной тому нынешняя система госзакупок, которая пытается решить одну проблему, а в итоге только усугубляет коррупционную составляющую. Поэтому каких-то особенностей, характерных именно для этого министерства я не вижу, — отметил эксперт.  

Директор Национального исследовательского института проблем коррупции Сергей Сапронов также признал объективность итогов исследования и посоветовал общественникам обращаться в прокуратуру.

— Я уверен в том, что так оно и есть, потому что это ситуация весьма стандартная для этого министерства. Как жили на откатах, так и живут. Общественники молодцы, но необходимо эту информацию донести до прокуратуры, чтобы они уже подробно рассматривали каждый случай, — подчеркнул эксперт.

Прокомментировать результаты доклада общественников в ведомстве не смогли.

Читайте полную версию на сайте