В Бийске разработана прогрессивная технология переработки алтайской ягоды

Сухое, с благородной кислинкой, белое. Терпкое, с тонкой горчинкой, красное. Мы – не в Массандре, а в лаборатории Бийского технологического института, где разработана прогрессивная технология переработки алтайской ягоды.

Илиада и Опал

Автор разработки, молодой ученый из Бийска Ксения Севодина удостоена в октябре звания лауреата премии Алтайского края в области науки и техники. Кто знает, возможно, с этих опытных образцов напитков и вин из ягоды начинается еще один бренд Алтая и вскоре туристы в качестве алтайских сувениров будут увозить с собой бутылочку-другую живого ежевичного сока или вина из жимолости. А пока Ксения Валерьевна патентует свои изобретения, изучает особенности сырья и вместе с производственниками адаптирует разработки к условиям массового производства.

Давая возможность "АП" первой продегустировать авторское ягодное вино, она откупоривает бутылку, и происходит маленькое чудо. Тебя словно уносит на солнечную плантацию хорошо вызревшей облепихи – таким густым оказывается облако аромата. Секрет? Технологии журналистам, конечно, не выдали, иначе она перестала бы быть уникальной. Напитку ягода отдает 100% полезных свойств и вкусоароматических качеств. Аналогов запантетованной технологии нет ни в России, ни за рубежом.

Что ни говори, облепиха – ягодная королева. Красива, вкусна и с лихвой компенсирует сибиряку витаминный дефицит. Если, конечно, человек сам не забывает о том, каким сокровищем обладает. На облепиховых разработках Ксения Севодина и ЗАО "Алтайвитамины" стали партнерами, в этом тандеме родилась линейка продуктов для людей с нарушенным углеводным обменом и соков, концентрированных и прямого отжима.

Ученый, протягивая бокал с пробной капелькой продукта из жимолости, объясняет, по каким признакам можно узнать качественное вино:

– Если вино из облепихи получается сухим по принятой классификации из-за высокого содержания в ней фруктовых кислот, то жимолость позволяет делать полусладкие – по данным маркетинговых исследований, их предпочитает большая часть потребителей. Для виноделия подходят сорта  селекции Института садоводства имени Лисавенко, Илиада с выраженной горчинкой и более сладкий Опал. Невзрачная на вид ягодка дает бархатный вкус и насыщенный рубиновый оттенок.

К слову, в декабре в Бийском технологическом пройдет дегустация авторских напитков доцента Севодиной, в том числе вин из клубники, черной смородины, черники, яблок и груш местной селекции. На очереди воплощение вишневых, малиновых, ежевичных идей. Они в основе докторской диссертации, к защите которой готовится Севодина.

"Выстрелить" первым

Увлечение ягодной темой передалось Ксении от отца, профессора Валерия Севодина, декана факультета химической технологии и машиностроения БТИ. Помогая ему студенткой, девушка увлеклась секретами бродильных производств. Защитившись по технологиям переработки ягоды, Ксения Валерьевна ушла в "свободное плавание", и идеи, казавшиеся лишь мечтой, выстрелили. Производственники готовы потратиться на переоборудование, лишь бы работать с живым сырьем. Концентраты – это, конечно, гораздо быстрее, проще и дешевле, но о выпуске уникальной продукции при такой упрощенке можно забыть. Ксения Валерьевна, кстати, оказалась первой из ученых, ответившей все-таки на "вредный" вопрос "Алтайской правды" о том, как сократить путь научных разработок до массового производства:

– Перспективы у Сибири есть, даже с учетом того, что ниши традиционно заняты Италией, Францией, Болгарией, Грузией. Высокая кислотность ягоды и короткое лето – не повод ставить крест на алтайском виноделии. Сырье у нас изумительное, с уникальными особенностями. Их надо подчеркивать и получать эксклюзивный продукт, которого нет ни у кого. Второй момент – продвижение и воспитание потребительского вкуса. Процесс этот не скорый, но кроме неквалифицированного маркетинга нет, на мой взгляд, иных причин в том, что тормозится внедрение алтайских разработок. Если говорить о наших исследованиях по плодово-ягодной продукции, то они уже представлены в Новосибирске, Кемерове, Томске, Москве, Петербурге. Мы видим желание производителей рискнуть и выстрелить первыми с новинками алкогольного и безалкогольного сегментов.

С Ксенией Севодиной трудно не согласиться. Иные молодые ученые говорят о том, что его идеи не находят практического воплощения, не сделав даже первых шагов по их продвижению. Наука и производство по-разному смотрят на результаты исследований. Нормально, когда производственник сразу начинает просчитывать затраты и прибыль. Но ученый – он на то и ученый, чтобы раздвигать привычные границы мира. Мы этот мир и есть, и большинству из нас не по карману коллекционные "Бордо" или бутылки с искривленным горлышком от Жан-Поля Шене. Проект Ксении Севодиной – не просто качественная и вкусная альтернатива дешевому химическому эрзац-продукту. Он – находка в условиях изменившихся потребностей рынка. Осталось лишь всем вместе, представителям науки и производства,  просчитать логистику продвижения свежей ягоды от плантации до нашего стола. Стало быть, набираемся терпения и надеемся, что путь от опытных образцов до первой промышленной партии ягодных напитков от Севодиной долгим не будет.

Читайте полную версию на сайте