Пункт приема детских страхов: алтайские психологи помогут справиться с проблемой по телефону
"Мама с папой развелись девять лет назад, но потом снова стали жить вместе. Сначала я была рада появлению отца в семье, но сейчас уже нет, потому что сильно переживаю за маму. Папа все время избивает ее, кричит на меня и моего младшего брата, толкает нас и бьет сильно… Он, наверное, еще и психически больной, потому что сегодня хотел убить себя, а мама его остановила. Я уже несколько раз вызывала полицию, но они ничего не делают. Помогите нам, пожалуйста…", — малышка перешла на шепот, и разобрать можно было лишь просьбы о незамедлительной помощи.
По предложению консультанта детского телефона доверия девочка назвала свой возраст и адрес проживания. Сигнал был передан для проверки в органы опеки. Информация полностью подтвердилась. Семья попала в зону внимания уполномоченных служб, занимающихся вопросами нарушения прав и законных интересов детей.
Скрытая тирания
По данным Главалтайсоцзащиты, в крае сегодня выявлено 1 242 семьи, находящиеся на ранней стадии социального неблагополучия, в которых воспитываются дети. Чтобы не довести ситуацию до социально опасной, когда за дело приходится браться правоохранителям, муниципальным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, органам опеки и попечительства, таким семьям оказывается всяческая поддержка, в том числе психологическая.
Но сегодня больше пугает даже не столько выявленное число горемычных ячеек общества (они и без того находятся под постоянным наблюдением), сколько скрытое асоциальное поведение родителей, о котором известно лишь равнодушным соседям и самим детям. Они боятся "выносить сор из избы", поэтому терпят побои, оскорбления, ежедневные семейные разборки находящихся на грани развода деспотичных воспитателей.
Иногда с виду добропорядочный, работающий родитель — дома настоящий тиран по отношению к своему ребенку. Внешне они не вызывают никакого подозрения у контролеров, а маленькое беззащитное существо тем временем остается ежедневно один на один со своими проблемами в этом безжалостном мире. Следствием этого может стать побег из дома, самоубийство или даже гибель ребенка от жестокой руки кровного родственника.
"В канун начала учебного года поступил тревожный звонок от пожилой женщины. Ее внучка должна пойти в первый класс, и бабушка очень волнуется, что мать начнет истязать ребенка за слабую успеваемость в школе. Издевательства в семье, где мать воспитывает дочь одна, потому что с сыном звонившей женщины находится в разводе, происходят почти ежедневно. Неполная семья живет в съемной квартире. Редко внучка бывает у бабушки в гостях. Абонентка слезно умоляла защитить ребенка от злобной мамаши, которая поколачивает девочку с самого рождения, таскает ее за волосы, бьет головой о стол, угрожает избавиться от нее, сдать в детский дом. Синяки неоднократно замечали и воспитатели детсада, но предпочитали с матерью ребенка не связываться. Со слов бабушки, "дитя запугано и не открывается посторонним". Родные готовы забрать несовершеннолетнюю к себе, так как очень обеспокоены будущей жизнью и здоровьем девочки, в том числе психологическим", — рассказала Ирина Агальцова, руководитель службы детского телефона доверия. По ее словам, около ста звонков в год, поступающих в их службу, касаются жестокого обращения и насилия в отношении детей и подростков.
Первая помощь по телефону
Прочным мостиком между кажущейся безысходностью и решением проблемы сегодня стал именно телефон доверия. Консультирование по телефону несовершеннолетних, одиноко переживающих свои личные проблемы, четыре года назад стало доступно в Алтайском крае. Ежегодно на номер 8-800-2000-122 поступает более 30 тысяч звонков. Больше половины из них — обращения детей и подростков. Звонят и взрослые: и просто тревожные родители, и те, кто не способен справиться с повзрослевшей "кровинкой". Соседи и родственники, уставшие наблюдать за издевательствами в той или иной семье. Наиболее активно услугами детского телефона доверия сегодня пользуются подростки 12-14 лет. К специалистам экстренной психологической поддержки они обращаются с просьбами помочь разобраться в отношениях с друзьями, в сложных взаимоотношениях с противоположным полом, признаться первый раз в любви, избежать проблем в семье и школе. С 2010 года эти вопросы остаются самыми популярными. Кстати, дети выходят на связь, не только озвучивая проблему. Они охотно говорят спасибо за оказанную ранее помощь. И в целом проявляют большой интерес к службе экстренной психологической помощи по телефону.
"Позвонила девочка-подросток и радостно сообщила, что после беседы с нашим психологом она смогла сделать правильный выбор и из трех понравившихся ей мальчиков остановилась на одном, самом достойном. Она поблагодарила за помощь и положила трубку", — поделилась Агальцова. Она считает, что дети — очень благодарный народ. После положительного разрешения конфликта они часто звонят вновь и делятся исходом событий.
Обязательное условие службы экстренной помощи — полная анонимность. На этом, собственно, и строится доверие. Исключение — истории, где кроме консультации специалистов-психологов требуется вмешательство правоохранителей, комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, соцзащиты населения, когда речь идет о насилии и жестоком обращении с ребенком.
Статистику таких историй пополнил звонок 11-летней абонентки, которая рассказала, что ее дважды пытался изнасиловать родной отец. Подросток проживает со старшей сестрой, которой 19 лет, отцом, мамой и бабушкой. В момент нападения все члены семьи находились дома и смогли защитить девочку. Ее мама в полицию не обращается, чтобы не потерять единственную крышу над головой, принадлежащую мужу. Глава семьи, понимая свое превосходство, бьет жену и дочерей. Девочка звонила с улицы, где они с сестрой бродили на момент связи уже около четырех часов неподалеку от места работы матери, дожидаясь окончания ее трудового дня, потому что идти домой самостоятельно опасались. При проверке поступившего сигнала случай подтвердился. Сейчас с семьей работают соответствующие ведомства.
Популярность проекта
Детский телефон доверия из года в год набирает на территории края все большую популярность. Об этом свидетельствует возрастающее количество обращений в службу. В крае бесплатно, круглосуточно, анонимно и конфиденциально работают семь линий с общероссийским номером.
Сотрудники организации считают, что служба поддержки по телефону не должна быть некой виртуальной организацией, о которой дети слышат, но не знают, что с этой информацией делать. Сегодня подростки испытывают неуверенность, снимая трубку и собираясь поделиться своими страхами. Иногда им проще рассказать вымышленную историю, которая якобы приключилась с их знакомыми и родственниками. По мнению консультантов-психологов детского телефона доверия, так ребенок делает пробные шаги, будто проверяя, насколько можно доверять взрослому голосу.
"Мы с уважением относимся к каждому обращению, и просветительская работа — очень важный аспект в нашей деятельности", — подчеркивает Агальцова.
Большой помощник в работе — ростовая кукла Салли. Она принимает участие в специальных занятиях — тренингах "Добрый друг" в школах Барнаула, где дети и подростки получают полезную информацию о том, что такое телефон доверия, в каких случаях туда необходимо звонить и какую помощь можно получить. А в скором будущем в районе образовательных учреждений прямо на асфальте при помощи трафаретов будет размещен номер телефона доверия, тем самым информация о возможности позвонить в любое время суток будет доступна каждому ребенку. Эту идею специалисты службы позаимствовали у своих волгоградских коллег.
На высшем уровне
Служба детского телефона доверия в крае — одна из самых профессиональных в стране, что подтверждается сертификатом соответствия стандартам профессионального объединения "Российская ассоциация детских телефонов доверия" первого (высшего уровня), на котором находятся всего восемь служб из 400 линий экстренной психологической помощи детям по телефону, работающих в России.
Детский телефон доверия Алтайского края с общероссийским номером 8-800-2000-122 — активный участник Всероссийского конкурса профмастерства в Москве и привозит дипломы за призовые места в различных номинациях.
Все консультанты службы — профессио-нальные психологи, у нескольких специалистов высшая категория. Всего в психологической поддержке детей, подростков и родителей занято 30 сотрудников.
В сентябре этого года делегация из Алтайского края приняла участие в V Всероссийской выставке-форуме "Вместе ради детей", организованной в Уфе Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 15 человек из разных уголков региона представляли инновационные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних и семей с детьми, разработанные в рамках краевой целевой программы "Дети Алтая". Бесценный опыт коллег и два диплома профессионального признания привезли участники домой. Один из них алтайской делегацией был получен за победу в номинации "Всегда на связи" — лучшее представление служб детского телефона доверия.
Проект "Детский телефон доверия" был одним из самых ярких в период двухдневного уфимского марафона. Всем очень полюбился забавный представитель алтайской делегации — кукла Салли. Герой мультфильма "Корпорация монстров" часто встречается с детьми и родителями на улицах Барнаула, а выехав впервые за его пределы, смог увлечь даже участников масштабного мероприятия, куда съехались представители 62 регионов России.
"На участниках выставки мы продемонстрировали некоторые формы нашей работы с детьми, предложили поиграть в интересные игры и показали, что можем не только консультировать по телефону, а еще организовать живое общение и абсолютное доверие на расстоянии вытянутой руки", — говорит Агальцова.
Свой проект, представленный на выставке-форуме в Уфе, алтайский детский телефон доверия назвал "Пункт приема детских улыбок", потому что, набрав номер 8-800-2000-122, поделившись своим страхом и услышав в ответ доброжелательный взрослый голос, ребенок обязательно улыбнется, когда положит трубку.