"Рыдать не стоит": бывший медик из Барнаула считает оптимизацию здравоохранения правильной своевременной

Реформа здравоохранения хотя и объявлена в Москве, но и алтайские медики понимают, что начатая оптимизация и до регионов вскоре дойдет. И если в Москве противники реформ митинги собирают, в Алтайском крае можно и слова поддержки реформам услышать. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с  мнением бывшего медика и работника Алтайской краевой офтальмологической больницы Юрия Мишенина.

 

 


- В октябре исполнилось ровно 4 года, как я окончательно и бесповоротно ушел из медицины. За четыре года ни разу не пожалел. Возвращаться не планирую, но за ситуацией слежу в силу привычки. Сейчас много "кипиша" по поводу грядущего сокращения больниц и "коек" в Москве и регионах. Рискую подвергнуться анафеме со стороны бывших коллег, но, на мой взгляд,решение это правильное и своевременное.
Аргументы:
1. С кадрами ничего не случится, ибо, как говорит статистика, кадров этих самых - дефицит от 30 до 50 % в зависимости от специальности. Значит, при сокращении, уйдет в небытие необходимость совмещать 2-3 ставки, которые зачастую совмещаются липово. То есть специалисты никуда не денутся и не останутся без работы. Просто произойдет перераспределение.
Естественно, специалистам необходимо компенсировать уровень оплаты труда, чтобы человек на 1 ставку мог получать достойную заработную плату. Кроме кадрового дефицита, наблюдается засилье пенсионеров. Согласно той же статистике число лиц пенсионного или предпенсионного возраста в медицине достигает 50-70% в зависимости от уровня учреждения (в деревне больше, в городе меньше).
Пенсионеры, кстати, чаще всего занимают руководящие должности – заведующие отделениями, главные врачи, заместители руководителей различного уровня, тем самым препятствуя карьерному росту молодых и уже не очень специалистов, что еще больше усугубляет отток перспективных и молодых кадров из практической медицины.
Станет меньше вакантных ставок – появится конкуренция, отпадет необходимость держать на руководящих постах старпёров до гробовой доски, пойдет приток молодых кадров и ротация.

2. Процессы сокращения, слияния, укрупнения и перепрофилирования происходили всегда, и, наверное, всегда вызывали недовольство и противодействие со стороны заинтересованных кругов. Прогресс не стоит на месте, меняется культура гигиены. Одни заболевания исчезают совсем, на смену им приходят другие. Ни для кого не секрет, что в 15-16 веке в Европе от чумы погибали целые города, а в 13 веке в той же Европе было более 19 тысяч лепрозориев. Во второй половине ХХ века в СССР были полностью ликвидированы многие заболевания, такие как оспа, трахома, очень успешно велась борьба с венерическими заболеваниями, туберкулезом. Многие инфекционные заболевания, такие как холера, дизентерия, дифтерия, та же чума, стали очень редко встречаться. Естественно предназначенные под эти нозологии "койки" либо сокращались, либо перепрофилировались.

Например, в начале 90-х годов в Барнауле был ликвидирован "противотрахоматозный" диспансер. Коллектив целиком вошел в состав новой Краевой офтальмологической больницы и успешно продолжил свое существование уже в составе "отделения глаукомы". Таким образом, край получил современную по тем меркам офтальмологическую больницу, путем сокращения не нужных коек и объединения детской и взрослой офтальмологии. Аналогичные истории происходили в свое время с АКТОБ ( на Смирнова) и даже))) с больницей "Травмы кисти".

3. В эпоху "развитого социализма" каждое крупное предприятие имело свою "Медсанчасть" (МСЧ). Наверное, это было оправдано. На каждом предприятии работало по несколько тысяч, а то и десятков тысяч работников. Предприятие стремилось обеспечить своим работникам доступную и качественную медицинскую помощь. В каждой МСЧ было отделение терапии, отделение гинекологии, отделение неврологии, отделение хирургии и пр. Что мы имеем сейчас? Все заводы канули в лету и все МСЧ тяжелым бременем рухнули на плечи краевого бюджета.

На примере Барнаула в районе кольца Малахова-Юрина находятся ГБ №№ 11, 12, 4 с абсолютно идентичными отделениями (терапия, неврология, гинекология, хирургии и пр. ) и три поликлиники. И если хирургии в этих стационарах имеют несколько различные специализации и полностью загружены, то все эти "терапии", чего уж греха таить, вынуждены выполнять план койко-дней за счет любителей "прокапаться" пару раз в году, да полечить какую-нибудь "Вегетососудистую дристонию дистонию" с "остеохондрозом". Естественным было бы объединение всех этих ГБ в мощный медицинский Барнаульский кластер под одной крышей и одним административно-хозяйственным аппаратом. Хирургия объединяется, терапии и неврологии объединяются с сокращением коек и ставок до необходимого (чтобы не высасывать болячки из пальца, не бегать с сачком за пациентами по улицам во имя выполнения "плана" и не заниматься дурью в виде 10-14 дневных курсов инъекций витамина В1, капельниц с никотинкой, актовегином, эссенциале, метрогилом кому не попадя и пр. ерундой).
Гинекологии выводятся в перинатальные центры и центры материнства и детства (которые с успехом строятся и модернизируются). То же самое касается и детской медицины, благо база для кластера в городе так же имеется (это район пересечения улиц Попова и Гущина, где находятся Краевая детская больница, городская детская больница №2, Краевая детская поликлиника, Перинатальный центр и др).
Кстати, при организации педиатрического кластера, отпадает необходимость в Городской детской больнице №1 которая расположена на ул. Деповской в неприспособленном помещении бывшего детского садика, не имеет своего отделения реанимации и в критических ситуациях вынуждена отправлять детей "по скорой" в детскую больницу №2, либо в краевую. Объединение и укрупнение детских поликлиник в Барнауле уже с успехом идет, за пару прошедших лет объединили 4 и 5 детскую поликлинику, а также 7-ю с 8-й.
На мой взгляд экономический эффект должен быть на лицо, ведь в этом случае сокращается громоздкий административный и бухгалтерский аппарат (во всяком случае надеюсь, что это так). А педиатров лишних от этого не стало, их все равно не хватает.
Нарекания и возмущения вызывают лишь укрупнение участков и увеличение нагрузки. Но этот вопрос можно с легкостью решить, увеличив людям заработную плату. В этом направлении нужно двигаться параллельно и не будет никаких протестов. Поэтому, когда онкология и кардиология шагает семимильными шагами, строятся перинатальные центры, возводятся мощные центры травматологии, ортопедии, нейрохирургии и неврологии, можно только порадоваться. А когда закрываются анахронизмы в виде больничек в бараках, где нет никакой высококвалифицированной помощи, так называемые "узкоспециализированные" больницы, больницы не полного цикла - тоже рыдать не стоит.

Как уже сообщало ИА "Амител", митинг против реформы столичного здравоохранения прошел накануне, 2 ноября, на Суворовской площади в Москве. Собравшиеся выступали против плана оптимизации системы здравоохранения, опасаясь массовых сокращений врачей и медработников, а также закрытия больниц.

 

 

 

Опросы на ИА "Амител":

 

Вы считаете, что у нас слишком много врачей?
да 79 чел.
нет 945 чел.
Всего проголосовало: 1024 чел.
В вашей поликлинике есть очереди к врачам?
да 745 чел.
нет 21 чел.
Всего проголосовало: 766 чел.
Вас устраивает качество медицинского обслуживания?
да 75 чел.
нет 641 чел.
Всего проголосовало: 716 чел.
Вам приходилось платить взятки, чтобы попасть к хорошему врачу?
да 231 чел.
нет 338 чел.
Всего проголосовало: 569 чел.
Нужно ли сокращать койко-места в больницах?
да 47 чел.
нет 591 чел.
Всего проголосовало: 638 чел.
Вы предпочитаете лечиться бесплатно?
да 566 чел.
нет 198 чел.
Всего проголосовало: 764 чел.

 

 

 

Читайте полную версию на сайте