Тонну угля по цене 2300 рублей можно заменить 2,5 тонны щепы общей стоимостью 1250 руб.
За опилками – в очередь
– За последние три года мы сильно продвинулись в вопросе реализации щепы и опилок, – рассказывает директор ООО "Каменский ЛДК" Валерий Логиновский. – Нам удалось убедить общественность, что щепа, которой от общего объема древесины в результате распиловки получается до 38%, – это не отходы, а сырье для производства мебели, ДВП, ДСП, МДФ. Это товар, который имеет свою цену. Мы нашли рынки сбыта этой продукции и даже начали получать от нее прибыль. География поставок – Новосибирская, Томская, Кемеровская области, Алтайский край.
Коммунальщикам языком цифр и на конкретных примерах доказываем, что древесное топливо гораздо выгоднее и экологичнее каменного угля. Подвижки уже есть. Сегодня у нас берут технологическую щепу шесть районов (Крутихинский, Тюменцевский, Мамонтовский, Завьяловский, Романовский и Баевский), пять каменских городских предприятий и организаций. Каменская птицефабрика покупает опилки на подстилку цыплятам. В месяц мы производим до 6,5 тысячи кубометров технологического сырья (опилки и щепа), а продаем до 7 тысяч (за счет ранее складированных остатков). Опилки уже входят в ранг дефицита. Мы научились подсушивать и правильно хранить в складах технологическую щепу для производства мебельной плиты. Ее у нас по хорошей цене забирает томское предприятие.
Валерий Логиновский поделился планами решения еще одной проблемы, вызывающей постоянный общественный резонанс. В год при проведении рубок на заготовительных участках Каменского ЛДК в лесу остается до 40 тысяч кубических метров порубочных остатков. Способ их утилизации традиционен – дождаться окончания пожароопасного сезона и сжечь на месте. С точки зрения экономики и экологии способ, вызывающий жаркие споры между арендаторами лесных массивов и защитниками леса.
– Есть мысль приобрести мобильную дробильную установку, которая способна превращать сучья и ветви, оставшиеся на делянах после рубки, в технологическую щепу, – говорит директор. – Я видел в Германии такую машину в работе. За 40 минут она заполняет переработанным материалом щеповоз вместимостью 33 кубометра.
– Вполне реальная перспектива весной приобрести такую машину и оснастить ею наши лесозаготовительные участки, создав дополнительные рабочие места, – утверждает Логиновский. – Это позволит обеспечить местные коммунальные предприятия сравнительно дешевым топливом, сократив при этом их транспортные расходы.
Тепло на смену жарким спорам
Горы опилок, за которые не раз словом и рублем были биты руководители Каменского ЛДК, скоро уйдут в небытие.
– Мы наконец-то начали вовремя платить налоги, взносы, зарплату людям, аренду в районный бюджет, – с удовлетворением отмечает Сергей Преображенский, директор ООО "Техком", единой теплоснабжающей организации Крутихинского района. – Материально-техническую базу смогли подтянуть. Убытки по предприятию сократились с семи до четырех миллионов. Все благодаря тому, что около половины котельных либо полностью, либо частично переведены на древесное топливо. Себестоимость одной гигакалории на щепе (с учетом транспортной составляющей) примерно 890 рублей, а на угле – 2900 рублей. Почувствуйте разницу. Если в перспективе переведем на древесное топливо еще хотя бы 30% своих мощностей, то сможем работать вообще без убытков. Однако полностью отказываться от угля пока не будем – в Сибири живем все-таки…
Наш разговор состоялся на котельной в селе Прыганка, куда с инспекцией прибыли глава администрации Крутихинского района Виктор Зиберт и эксплуатационники. Со всем раскладом в своем хозяйстве нас познакомил слесарь-бригадир прыганской котельной Сергей Колосов. Сергей Александрович – опытный мастер. По образованию – технолог, много лет работал в горячем цеху на газоперерабатывающем заводе. Потом в сельской школе завхозом трудился. Когда в 2006 году в Прыганке реконструировали котельную, на которую перевели школу, клуб, детский сад, амбулаторию и сельсовет, возглавил этот ответственный участок. Под теплоснабжающий узел переоборудовали школьный класс-гараж, своими руками все делали. Тогда и котел под древесное топливо установили в дополнение к угольному. Долго людей надежных подбирал бригадир, вся тяжесть по отладке технологического процесса на его плечи легла. В этом году Колосов за добросовестный труд был отмечен Почетной грамотой краевой администрации. В ноябре выйдет на льготную пенсию, но на заслуженный отдых уходить пока не собирается.
– Мы уже восемь лет на щепе работаем, – рассказывает Сергей Колосов. – В свое время в Прыганке были участок по переработке древесины Прыганского лесхоза и частная пилорама. Отходов много оставалось, вот и решено было пустить их в дело. Но опилок было недостаточно для полной загрузки котла, транспортная составляющая кусалась. Мы на два года вернулись к углю. А когда в полную мощь заработал Каменский ЛДК, вновь перешли на щепу. Оборудование запустили на полную мощь. На выходе в тридцатиградусный мороз вода в системе 80 градусов, на обратке – 75. В зданиях тепло, форточки открыты. Насос энергосберегающий поставили – электроэнергия нынче дорогая. Есть в резерве угольный котел. Тонн двадцать завозим на зиму на всякий случай.
Бригадир признает, что с древесным топливом работы у кочегаров прибавляется – надо постоянно находиться на месте, постоянно подбрасывать щепки в топку – подача пока ручная, тачками возить приходится. Пора бы уже автоматизировать этот процесс, считает Колосов, – задача для руководства теплоснабжающего предприятия. Однако экономическую и физическую эффективность альтернативного топлива бригадир ставит выше технических неудобств.
– По теплотворности тонна угля равна примерно двум с половиной тоннам щепы, – поясняет сопровождавший меня в поездке по Крутихинскому району заместитель директора по производству ООО "Каменский ЛДК" Александр Финадеев. – При стоимости щепы 500 рублей за тонну получается, что тонну угля по цене 2300 рублей можно заменить 2,5 тонны щепы общей стоимостью 1250 руб. Вот вам экономический эффект. Надо учесть еще и то, что качество древесного топлива постоянно, а нормальный уголь зачастую надо поискать. Щепы мы вырабатываем в год больше 40 тысяч кубометров, так что о дефиците этого топлива речи не идет.
Еще один немаловажный показатель. При сжигании тонны угля образуется до 350 кг шлака. При сжигании такого же количества щепы образуется от 10 до 20 кг золы, которую можно использовать в дальнейшем в качестве удобрений (это еще одно перспективное направление, над которым работает наше предприятие), тогда как угольный шлак запрещено применять даже при отсыпке дорог, поскольку он имеет радиоактивный фон. С точки зрения экологии дымовые выбросы от сжигания угля проигрывают выбросам от сжигания древесного топлива.
Александр Сергеевич отметил, что Крутихинский район для Каменского ЛДК в плане использования древесного топлива – пилотный. Коммунальщики этой территории забирают у комбината довольно большой объем технологической щепы – до 12 тысяч кубометров за отопительный сезон. Поставки в остальные пять районов гораздо скромнее.
– В этом году мы заберем все 16 тысяч, – заверяет глава администрации Крутихинского района Виктор Зиберт. – Идея использования отходов деревопереработки в качестве топлива у нас в районе все время будоражила умы людей, живущих рядом с бором. Кто мог, помаленьку претворял ее в жизнь. Когда Логиновский работал в Вылково директором лесхоза, часть поселковых котельных работали на древесном топливе. Еще в 70-х годах в районе были котлы под древесину. Наверное, поэтому в 2012 году мы с готовностью пошли на сотрудничество с Каменским ЛДК в плане перевода части котельных на щепу. В первый год поставили четыре котла на свои средства. В 2013 году ЛДК оказал нам материальную и техническую поддержку, благодаря которой было установлено еще семь котлов. В этом году добавились еще две котельные – больничная в Крутихе и в селе Буян. В перспективе на щепу можно перевести такую же по мощности, как прыганская, котельную в Долганке и теплоузел девятилетней школы в Крутихе.
Сегодня Крутихинский район, как экспериментальный, пользуется льготой – щепу ему комбинат отдает бесплатно. В расходах только транспортная составляющая. Сам собой напрашивался вопрос, который я и задала руководству района и коммунального предприятия: "Рано или поздно древесное топливо придется покупать? В районе сегодня под него заточено больше половины котельных. Потянете ли?" Ответ последовал оптимистичный: "Даже если щепа будет стоить 500 рублей за кубометр, работать на ней будет выгоднее, чем на угле".