В Барнаул доставили колыванские вазы, изготовленные по чертежам XVIII и XIX веков
Их изготовлением занимались специалисты Колыванского камнерезного завода им. И.И. Ползунова. Напомним, по инициативе Губернатора края Александра Карлина в новом здании ГХМАК один из залов будет посвящен камнерезному искусству Алтая. Для его оформления по чертежам XVIII и ХIХ веков созданы три вазы – из белорецкого кварцита, ревневской яшмы и коргонского порфира.
Точная копия
Эти изделия - повторение ваз, находящихся в Эрмитаже. Когда Художественному музею представилась возможность заказать копии наиболее известных ваз, сделанных колыванскими мастерами, конечно же, в первую очередь захотелось получить "Царицу ваз". "Речь, естественно, шла об уменьшенной модели, примерно полтора метра в диаметре, - рассказала главный хранитель музея Ирина Тютюнник. – Но и это оказалось невозможным, поскольку для создания такой вазы требуется монолит яшмы, а добыть сегодня камень таких размеров не представляется возможным". (Напомним, "Царица ваз" изготовлена из единого куска камня длиной 5,6 метра! – Прим. авт.).
Тогда сотрудники ГХМАК с современными колыванскими мастерами задумались о другой вазе из ревневской яшмы, созданной в середине XIX века по проекту Карло Росси. Как отметила хранитель музея, достоверно автор этой вазы не известен, но исследователь истории колыванских изделий Сергей Буданов установил, что ее придумал именно Росси. Это тоже довольно большая ваза – около полутора метров в высоту (вместе с постаментом и ножкой) и около метра в диаметре. Как рассказал художник по камню Колыванского камнерезного завода Александр Дербенёв, на работы у мастера ушло почти семь месяцев.
В фондах она пока представлена в разборном виде, из трех частей – чаши, ножки и постамента. Поскольку их общий вес составляет порядка одной тонны, изделие столь внушительной массы будет довольно трудно перевозить. Пока что ваза дожидается окончания реконструкции музея в фондах.
Несмотря на то, что создавалась она в точности по чертежам, сохранившимся в Музее истории камнерезного дела Колывани, и другим архивным источникам, внешне оригинал и копия не похожи. Все просто – не существует яшмы с одинаковым рисунком. Матушка- природа явно пребывала под великим вдохновением, работая над дивным кружевным узором яшмы. Говорят, этот камень вобрал в себя все существующие в природе цвета и оттенки, переплетающиеся в причудливом рисунке. Особенно это заметно, если смотреть на каменное изделие большого размера, желательно из монолита. И скоро у нас будет такая возможность.
Ваза из коргонского порфира – тоже копия эрмитажного экспоната, датированного концом XVIII века. По словам Ирины Тютюнник, он относится к раннему периоду истории камнерезного искусства, когда изготавливались вазы яйцевидной формы с крышечкой, украшенной шариком. Вазы эти строгой формы и аскетичны по убранству, а полированная поверхность природного камня настолько хороша, что не нуждается ни в каких украшениях. Примечательно, что оригинал вазы уже бывал в стенах Художественного музея. В 1970-е годы для выставки, посвященной камнерезному заводу, Эрмитаж и Павловский дворец-музей предоставили свои экспонаты.
Традиции и современность
Сейчас на заводе идет работа по созданию овальной чаши из белорецкого кварцита, также повторяющей изделие из собрания Государственного Эрмитажа. Как рассказала главный хранитель ГХМАК, по задумке, хотелось представить изделия из различных камней и разной формы, поэтому были выбраны именно ревневская яшма, коргонский порфир и белорецкий кварцит.
В последнем случае возникла идея представить камень в изделии необычной формы – на резных ножках или квадратной, но, как выяснилось, не все секреты колыванских мастеров дожили до наших дней. "Конечно, технологии в сравнении с XVIII веком ушли далеко вперед, – говорит Александр Дербенёв. – Мы не трем камень медными терками, у нас алмазные инструменты, это помогает сократить сроки работы. Но все меньше остается специалистов по скульптурной резьбе. Мало кто может теперь сделать вазу со скульптурными сатирами. Что касается основных видов резьбы – все возможно". Кварцитовая ваза, в отличие от предыдущих двух, размером чуть меньше оригинала – примерно 64 см в длину и 50 см в ширину, ее высота вместе с постаментом составит около 1,5 м.
Стоит отметить, что в фондах музея есть еще три исторические колыванские вазы. Они были изготовлены алтайскими мастерами в 1970-е годы для выставки по истории камнерезного искусства на Алтае. Вазы из яшмы, родонита на подставке из порфира – тоже копии, оригиналы украшали библиотеку и картинную галерею Павловского дворца-музея.
Кроме ваз зал будет украшен панно в технике флор е н тийской мозаики, над проектом которого уже работает Ольга Алексеева. Панно будет монтироваться сразу в готовый зал. Сам по себе зал камнерезного искусства благодаря необыкновенным экспонатам и использованию большого количества природных материалов в его отделке станет своеобразным произведением искусства.