Минпромторг предлагает субсидировать аренду самолетов
По информации "Известий", Министерство промышленности и торговли хочет расширить госпрограмму субсидирования авиализинга на так называемый операционный лизинг, когда право собственности на самолет не переходит к авиакомпании — иначе говоря, на простую аренду. Сейчас программа распространяется на финансовый лизинг, то есть долгосрочные контракты, по истечении которых право собственности переходит к перевозчику.
Это предложение министерства было представлено директором департамента авиационной промышленности Минпромторга Андреем Богинским на недавно прошедшем совместном заседании комитета Госдумы по бюджету и финансовым рынкам и комитета по экономической политике. Доклад Богинского направлен в правительство. На заседании обсуждались вопросы эффективного использования средств при реализации программы "Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы". Общий бюджет госпрограммы на 12 лет составляет 991,6 млрд, из которых на федеральный бюджет приходится 714,1 млрд, а внебюджетное финансирование — 277,5 млрд, полученных за счет корпораций, привлеченных средств и т.д.
Действующая ныне программа субсидирования (постановления № 1073 от 22 октября 2012 года) предусматривает возмещение из госбюджета лизинговым компаниям части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских банках и Внешэкономбанке, на закупку воздушных судов для передачи их авиакомпаниям по договорам лизинга. Данная мера господдержки работает с 2009 года (введена постановлением № 90 от 16 февраля 2008 года). В 2012 году программу скорректировали, чтобы соответствовать нормам ВТО (были уточнены параметры самолетов и критерии предоставления субсидий). В сопроводительных документах к госпрограмме на 2013–2025 годы указано, что на 2013-2015 годы на такое субсидирование выделено по 2 млрд рублей ежегодно. В Минпроторге, впрочем, уточнили, что в 2015 году на эту программу будет выделено 2,7 млрд рублей.
— Эта программа (субсидирование затрат на лизинг) за 5 лет уже показала свою эффективность и является одной из главных в комплексе мер по господдержке отрасли, — сказал Андрей Богинский "Известиям". — Де-факто эта мера стимулирует продажи самолетов российского производства, позволяет им быть в лизинге по конкурентным на мировом уровне ставкам, притом оставаться зарегистрированными в нашей стране. Чтобы сделать эту меру эффективнее, мы сейчас обсуждаем ее распространение и на сделки операционного лизинга.
По замыслу Минпромторга, новая мера должна облегчить и сделать привлекательнее регистрацию бортов в РФ, приближая условия лизинга в России к условиям лизинга в "авиаофшорах" (большой популярностью пользуются Бермудские острова и Ирландия). В настоящее время регистрировать самолеты иностранного производства в России невыгодно по целому ряду причин, включая таможенное оформление, налогообложение. При этом ситуация c прекращением полетов "Добролета" связана в том числе с тем, что его лизингодатель (ирландская BBAM) родом из тех стран, которые ввели санкции.
В Минпромторге "Известиям" сообщили, что в период с декабря 2012 по октябрь 2014 года под программу субсидирования авиализинга попали 40 договоров с пятью лизинговыми компаниями (ОАО "ИФК", ООО "ИФК ЭМ", ОАО "ВЭБ Лизинг", ЗАО "Сбербанк Лизинг", ООО "ЮТэйр-Лизинг") и одним производителем самолетов (ЗАО "ГСС"). Субсидируются более 40 самолетов отечественного производства — Sukhoi Superjet 100, Ту-204, Ту-214, Ан-148. Большинство из этих бортов находится у "Аэрофлота", также они были переданы "Трансаэро", "Владивосток Авиа", "Якутии", Red Wings, "ЮТэйр".
В "Трансаэро" сообщили, что большинство самолетов перевозчика находятся в финансовом лизинге — 59% самолетного парка, в оперлизинге — 33%, в собственности компании находится 8% парка (парк составляет 103 самолета). В парке "Аэрофлота" 93 самолета находятся в операционном лизинге, а 54 в финансовом, говорит директор департамента общественных связей компании Андрей Согрин. Пресс-секретарь "Бюджетного перевозчика" (бренд "Победа") Максим Фетисов сообщили, что в парке авиакомпании сейчас находятся три борта Boeing 737-800 NG, все самолеты взяты в операционный лизинг. В "ВИМ-Авиа" рассказали, что в парке компании находятся четыре самолета Airbus А319, взятые в оперлизинг. В рамках программы переоснащения авиапарка перевозчик "Уральские авиалинии" ежегодно приобретает в операционный лизинг новые лайнеры, на данный момент в парке компании их 35 (20 аэробусов А320, десять А321, пять А319), сообщила пресс-служба компании.
По подсчетам Минпромторга, мера позволяет лизинговым компаниям, а следовательно и авиакомпаниям, экономить порядка 20% от месячного лизингового платежа. В департаменте авиапромышленности министерства пояснили, что сейчас при цене самолета, скажем, в $30 млн размер платежа при финансовом лизинге без аванса и господдержки, или платеж при операционном лизинге без господдержки может составлять $425 тыс. в месяц. Постановление № 1073 позволяет снизить платеж по финансовому лизингу на $80–90 тыc. в месяц: по операционному лизингу, соответственно, льготы только планируются. Источник в департаменте добавил, что идет активная фаза обсуждения плана Минпромторга с лизинговыми компаниями. Сейчас максимально субсидия может составлять 0,9 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас равна 8%). По словам сотрудника министерства, предельную субсидируемую ставку по кредитам тоже могут повысить.
— Российские лизинговые компании до недавнего времени не предоставляли услугу операционного лизинга, — говорит Павел Пискун, директор по развитию международного бизнеса компании "Сбербанк Лизинг". — По-настоящему активно этот вид аренды начал предлагаться с прошлого года. Стоимость самолета погашается в течение его срока эксплуатации — это 20–25 лет. Российские авиакомпании являются активными пользователями услуг операционного лизинга, во многих случаях аренда самолета для них более привлекательна, чем приобретение его в собственность или в финансовую аренду. Предложение Минпромторга — это, по сути, мера по выравниванию условий финансирования российских лизинговых компаний с нашими иностранными конкурентами: выигрывают все стороны сделки. В странах с развитым авиапромом существуют механизмы финансирования покупки новых самолетов по очень привлекательным процентным ставкам за счет предоставления гарантий либо прямого финансирования со стороны государственных экспортно-импортных банков или экпортно-кредитных агентств. Это один из наиболее дешевых источников, он позволяет западному производителю эффективно поддерживать продажи своей продукции на нашем рынке. Доля операционного лизинга на международном рынке авиализинга составляет около 40% и имеет тенденцию к росту. Если посмотреть статистику по 15 крупнейшим российским авиакомпаниям, обслуживающим более 85% пассажиропотока, то эта доля даже выше.
В целом в материалах Минпромторга говорится, что крупнейшие лизинговые компании не видят возможности широкомасштабной продажи российских самолетов без расширения постановления № 1073 на операционный лизинг. Замгендиректора Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Антон Борисевич сообщил, что компания начала предоставлять операционный лизинг с того момента, как вышла на рынок магистральных самолетов в 2013 году. Абсолютное большинство больших самолетов, поставленных ГТЛК российским авиакомпаниям, переданы именно в операционный лизинг. Этот продукт востребован на рынке, и, как отмечает эксперт, можно считать положительной тенденцию, что сегодня в России его предлагают не только западные лизинговые компании. На российском рынке присутствуют все крупнейшие игроки международного рынка лизинга: GECAS, ILFC, BBAM, SMBC Aviation Capital, Avolon, BOC Aviation и другие; доля иностранцев на рынке — более 65%.
Борисевич пояснил, что компании, осуществляющие региональные перевозки, в основном используют самолеты малого класса. В связи с этим в этом сегменте развивается именно финансовый лизинг. Во всем мире востребован в первую очередь операционный лизинг. В России он также активно развивается, но в сегменте магистральных самолетов. Среди клиентов ГТЛК финансовый лизинг магистральных самолетов использовала "Трансаэро", взявшая в аренду четыре борта Boeing 737 в 2013 году, и казахская авиакомпания SCAT, арендовавшая один Boeing 737 в 2014 году. Этим же видом аренды воспользовались "Аэрофлот", "Ямал", "Оренбургские авиалинии". Таким образом, из 18 магистральных самолетов, находящихся в парке ГТЛК, 13 были переданы в операционный лизинг, добавил собеседник.
— До настоящего времени мы сдавали самолеты преимущественно в финансовый лизинг, — говорит представитель "Ильюшин Финанс Ко." Андрей Липовецкий. — "Ильюшин Финанс" работает как раз над контрактами по операционному лизингу, например, в части самолетов SSJ 100. На данный момент у нас заказано восемь бортов у Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Эти самолеты мы предлагаем в том числе и в операционный лизинг. Чтобы быть конкурентными на фоне зарубежных лизинговых компаний, мы, конечно, будем обращаться к этим субсидиям, если появится возможность сдавать самолеты в оперлизинг и найдется авиакомпания, которая захочет приобрести самолеты.
Нужно отметить, что сейчас действует также другая, более узкая программа субсидирования лизинговых платежей — за самолеты, которые используются для внутренних региональных и местных перевозок (постановление правительства РФ № 1212 от 2011 года). В федеральном бюджете на 2014 год на субсидирование в рамках постановления выделено 503,9 млн рублей. Получить субсидию в рамках этой программы может только авиакомпания, выполняющая региональные перевозки, а не лизингодатель.
Сотрудник одной из ведущих лизинговых компаний пояснил, что первый год работы программы показал слабые места — в августе 2013-го были приняты поправки. Первая касается расширения действия программы на турбореактивные самолеты вместимостью от 75 до 103 пассажиров (то есть на Ан-148 и SSJ 100): до изменений можно было работать только с воздушными судами кресельной емкостью до 72 мест, то есть с самолетами иностранного производства. Кроме того, ранее на субсидию не могли претендовать унитарные предприятия (мелкие региональные авиакомпании как раз существуют в этой форме).