В Барнауле подведены итоги конкурсного этапа проекта "Школа здоровья".
Проект реализовывается на базе Алтайского института повышения квалификации работников образования, он направлен на организацию оздоровительной работы в школе, осуществление комплексного подхода к мониторингу здоровья, обучение здоровому образу жизни, валеологизацию образовательной среды и проведение коррекционно-оздоровительной работы со школьниками и педагогами. В осуществление проекта вовлечены валеологи, психологи, социальные педагоги, классные руководители, учителя физической культуры, начальных классов, менеджеры образования, работники здравоохранения, студенты педагогических и медицинских вузов и колледжей.
Как нам сообщил заведующий центром валеологии АКИПКРО Василий Лопуга, конкурс "Здоровая школа - школа здоровья" начался в октябре 2001 года и продолжался по март 2002 года. В нем приняли участие 23 школы Алтайского края, 8 городских и 15 сельских. Следует отметить, что только две барнаульских школы, NN 25 и 79, приняли участие в конкурсе. Остальные школы были из Бийска, Заринска, Рубцовска, Горняка, Камня-на-Оби, а также из районов Благовещенского, Локтевского, Немецкого национального, Зонального, Косихинского, Шипуновского, Рубцовского. Сама идея проведения конкурса родилась 2 года назад. Его задачи: во-первых, популяризировать идеи сохранения и укрепления здоровья школьников, во-вторых, обнаружить передовой опыт, накопленный различными моделями школ (городские, сельские, малокомплектные, гимназии и т.п.), а также вскрыть существующие проблемы.
По итогам конкурса выяснилось, что из 23-х школ 15 имеют достаточно высокий уровень развития в плане валеологизации. Практически у всех есть программы здорового образа жизни, есть системы мониторинга. В 60-ти процентах школ есть авторские разработки по валеологии с 1 по 9 классы, программы классных часов, направленных на обучение саморегуляции своего состояния (снятие усталости, последствий стресса, постановка дыхания и т.д.). Во многих ОУ практикуется выдача пищевых добавок (фрукты, витамины, йод) под контролем специалистов-медиков, как правило, это сами же родители.
Однако, выявились и проблемы. Прежде всего, многие школы не соответствуют предъявляемым к ним санитарно-гигиеническим требованиям, поскольку были построены лет 50 назад и функционировали без капитального ремонта. К тому же, для большинства школ характерна нецелостность программ и подходов оздоровления школьников в образовательных учреждениях (ОУ), незрелость, в целом, педагогических систем. Обнаружилась и сложность в использовании мотивационных подходов в управлении ОУ, из-за чего только небольшая часть педагогического коллектива имеет желание работать над внедрением программ по валеологии. Наконец, выявлена слабая научно-методическая база педагогов: эта проблема возникает, в основном, из-за недостаточного финансирования системы повышения квалификации учителей.
В результате проведенного конкурса принят ряд решений. Во-первых, будет возобновлен краевой конкурс среди школьников по валеологии. К следующему конкурсу "Школа здоровья" подвергнется доработке Положение о конкурсе для участия в нем большего числа школ. Во-вторых, в 2002-2003 учебном году представители школ соберутся на базе Алтайского регионального центра Федерации Интернет Образования на семинар по повышению квалификации в области проектирования программ здоровья и освоения новых информационных технологий. В-третьих, школам-участницам нынешнего конкурса предложено создать новые проекты по вовлечению подростков в волонтерские объединения под девизом "Создай себя сам". Задача педагогов не в том, чтобы научить каким-то регламентирующим правилам, как нужно и как нельзя себя вести, но помочь ребятам идти по дороге познания себя и мира. Также элементы обучения здоровому образу жизни будут включены в летний оздоровительный отдых детей в загородных лагерях. И, наконец, решено разработать обращение к администрации Барнаульского педуниверситета, комитету администрации края по образованию, губернатору Александру Сурикову с просьбой поддержать идею открытия специализации "валеолог" (например, в рамках должности школьного психолога, социального работника, учителя физкультуры и т.д.). Есть настоятельная необходимость утвердить в образовательном учреждении правовую базу и статус специалиста по здоровому образу жизни.